НОВИНКА! Газонокосилки, триммеры, пилы, культиваторы Greenworks в магазине «Лес-Сад» в Бресте

«Афганка» на 60 лет. Брестчанин, воин-интернационалист Сергей Котик вспоминает службу в афганском Герате

16.02.2023 20:00
Общество

«В Шинданде, Кандагаре и Баграме, Опять на душу класть тяжелый камень, Опять нести на родину героев, Которым в 20 лет могилы роют…» Эту песню Александра Розенбаума в 1980-90-е знали и пели многие. Уж очень свежими были раны от афганской войны-беды. Она затронула многие семьи и молодых пацанов, их родителей и невест. Некоторым суждено было вернуться в «Черных тюльпанах», иных Бог миловал. Интересно, что известный артист написал эту песню «вживую», будучи на земле Афганистана, а на следующий день исполнил в Герате, пишет «Вечерний Брест».

«Афганка» на 60 лет. Брестчанин, воин-интернационалист Сергей Котик вспоминает службу в афганском Герате

Накануне Дня памяти воинов-интернационалистов (15 февраля) журналист «Вечерки» записал очередные воспоминания брестчанина, военнослужащего так называемого ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА). В чем-то служба прапорщика Сергея Котика была неприметной (как у многих), в чем-то героической. К сожалению, он мог разделить судьбу тех, о ком поется в «Черном тюльпане».

…Вместе рассматриваем фото афганского периода и словно возвращаемся в прошлое. Нашу встречу можно начать словами Юлии Друниной: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Именно такого мнения 62-летний ветеран о тех событиях. Нынешний водитель погрузчика «Брестгрузтранслогистик» РУП «Брестское отделение Белорусской железной дороги» хорошо помнит то тревожное время и до сих пор не может понять, почему картинка с товарищами так часто всплывает в памяти. Ведь прошло более 35 лет.

Родился Сергей Васильевич 4 февраля 1961 года в деревне Подстаринь Ивацевичского района. Окончил школу и училище железнодорожного транспорта в Бресте. Потом была служба в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. Решил остаться на сверхсрочную. После короткого отдыха на родине окончил школу прапорщиков в Одесском военном округе и стал инструктором по вождению машин. Служил в войсковой части «Ивацевичи-4».

После года службы вызвал командир полка и сообщил, что прапорщик значится в списках на отправку в Афганистан. «Косить» не было мыслей, а приказы в армии не обсуждают, а выполняют. Так что вскоре прошел медкомиссию и 29 сентября 1985 года на самолете пересек границу с Афганистаном.

«Афганка» на 60 лет. Брестчанин, воин-интернационалист Сергей Котик вспоминает службу в афганском Герате

Дорога на Герат

Летели через Ташкент в Кабул. В группе было 16 человек. Встретил майор. Провели инструктаж и как бы невзначай предупредили, что возможны обстрелы. Сначала остановились в палаточном пересыльном городке. Первой же ночью моджахеды открыли огонь.

– Мы еще в советской форме, необстрелянные воробьи без оружия, падали на землю, – теперь с улыбкой вспоминает ветеран-афганец. – Благо на этом все закончилось. Затем Ил-76 доставил в Шинданд, потом на БТРе в Герат (граница с Ираном и Туркменией). Попал в 101-й полк мотострелковой роты. Должность – старший техник второго батальона второй роты.

Службу несли на выносных заставах от Герата до Кушки. Наш земляк попал на шестую «точку». Она представляла собой глиняную «казарму», укрепленную артиллерийскими ящиками. В катакомбах располагались вкопанные БТРы, далее – окопы. Рядом – горы. Контролировали трассу и проходящие по ней советские колонны с боеприпасами, топливом и продовольствием. Эдакая дорога жизни из Кушки на Кандагар. К ней было приковано всеобщее внимание.

18-26 августа 1986 года в провинции Герат прошла военная операция «Западня». Одна из наиболее успешных со стороны советских войск в Афганской войне (1979-1989). Ее удалось провести с минимальными потерями.

«В кульминации боя обороняющиеся становились во весь рост демонстративно бравируя собственным бесстрашием под эмоциональное чтение по рупорному громкоговорителю строк из Корана. Прицельным выстрелом выпускали очередной снаряд из гранатомета или безостановочную пулеметную очередь, доводя плотность огня до высшей степени напряжения», – писал в то время заместитель начальника оперативного отдела 40-й армии генерал-майор Евгений Никитенко.

«Афганка» на 60 лет. Брестчанин, воин-интернационалист Сергей Котик вспоминает службу в афганском Герате

Однако выиграть ту войну, как известно, никому не удалось. Собеседник вспоминает, что «духи» активизировались в 1986-87 годах. К сожалению, гибли товарищи. Был инцидент, дежурили на посту два узбека. Вдвоем и приняли смерть. Душманы вели бой с горы. Били из автоматов и гранатометов. Рядом находились боеприпасы… Так что все взлетело в воздух. Сносили павших бойцов на плащ-палатках и увозили на БТРах. А службу надо было продолжать. Несмотря на то, что на их месте мог оказаться каждый.

Не менее опасно было на самой «дороге жизни». Сергей Котик хорошо помнит 26 июня 1987 года.

– Я поехал патрулировать трассу. Между пятой и шестой точками нас внезапно обстреляли. Завязался горячий бой. Благо удалось связаться по рации с командиром роты. И если бы не своевременная подмога, неизвестно чем бы все закончилось. Могли погибнуть все. И таких случаев было немало. Всего не расскажешь, война есть война. Тут речка, там горка… Они установят три-четыре «станка» (ручные, станковые пулеметы – Авт.) и лупят по нам. Затем быстро исчезают, – рассказывает бывший военнослужащий. – Пуля – дура, она не выбирает. К счастью, очередь просвистела мимо. Даже не знаю, как мне два года везло. Товарищ тогда же ехал в штаб. И в ста метрах от меня… погиб. Вот и случай. Что хочешь думай, везение это или что другое?.. И даже в такой обстановке нашу колонну провели нормально.

15 февраля в областном центре проходят мероприятия, посвященные Дню памяти воинов-интернационалистов. В 10 часов в одноименном парке состоялся памятный митинг. В горисполкоме пройдет встреча с матерями и вдовами воинов-«афганцев», а также активом городской организации ОО «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане». В ДК профсоюзов для воинов-интернационалистов и членов их семей выступит известный ансамбль «Голубые береты».

«Афганка» на 60 лет. Брестчанин, воин-интернационалист Сергей Котик вспоминает службу в афганском Герате

Спасла молитва?

Армейский транспорт ремонтировали на месте. Бронетранспортеры и другая техника всегда были на ходу. Командир роты не раз говорил: «Спасибо тебе, техник, что держишь машины в идеальном состоянии. Иначе бы не «проложили дорогу». Особенно обидно, когда друзья гибли перед самой заменой, выслужив установленные сроки. Только высунешься из люка БТРа, и ты идеальная мишень для снайпера. «Мать уже похоронку читает», – как говорил прапорщик Дыгало в фильме «9 рота». В общем, надо было выдержать все это.

…Родители с нетерпением ждали сына домой. Многие помнят, как в то время встречали в деревнях почтальона и ждали вестей. А тут неожиданно привезли хоронить «афганца».

– Моя мама, наверное, преждевременно умерла, – не может скрыть эмоций мужчина. – Плакала все эти два года. В Герате погиб мой троюродный брат Виктор Петрович Касяник из д. Могилицы Ивацевичского района. Когда его привезли, мама думала, что меня… А вообще, может, благодаря ей, я и остался жив. Когда уезжал, написала на листочке молитву (псалом) «Живый в помощи Вышняго». Я с ней прошел через весь Афганистан. Когда вернулся, сказала: «Носи ее и дальше». Молитва и сейчас со мной.

К слову, как считают священнослужители, это не просто молитва и слова, а особый оберег от многих земных бед и напастей. Молитва «Живый в помощи» стоит на том же уровне почитания, как «Отче Наш».

«Прощайте горы, вам видней»

И все же долгожданная встреча состоялась. 14 октября 1987 года Сергей Котик отправился домой. Отец – ветеран-инвалид Великой Отечественной войны Василий Васильевич – и его товарищи приняли 26-летнего парня за своего. Они как никто понимали человека, вернувшегося с войны. Отец первое время не спал по ночам, интуитивно «контролировал» сына. Все было на нервах. Потом вернуться к нормальной жизни помогала жена Елена Ивановна. Как только ложился спать, видел всех своих, как на картинке… Да и разница в климате, жара и болезни дали о себе знать. К слову, по возвращении прапорщика ждала приятная новость. В 1987 году в семье родилась дочь Анна. Интересно, что пожениться влюбленные земляки смогли в 1986 году, когда Сергей Котик приезжал в краткосрочный отпуск.

Брестчанин шутит, что высоких наград не заслужил. А вот медали имеются: нагрудный знак «Воину-интернационалисту», медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» и другие. Говорит, ордена в основном давали десантникам да участникам крупных операций. Получается, мотострелки выполняли незаметные задачи. Но обиды нет. Главное, вернулся домой живой и здоровый.

Службу решил не продолжать. Дело шло к сокращению полка и развалу СССР. Бойцам намекнули, что нужно возвращаться в свои республики по месту жительства. После увольнения работал на Ивацевичском приборостроительном заводе. Затем вернулся в Брест на железную дорогу. Там трудится и по сей день.

«Афганка» на 60 лет. Брестчанин, воин-интернационалист Сергей Котик вспоминает службу в афганском Герате

На память остались удостоверение прапорщика и служебный паспорт. А еще кепка военной формы-«афганки». Саму ее износил. Правда, на шестидесятилетие друзья-товарищи подарили новую. Так что снова чувствует себя «в строю». Как пролетели годы, не заметил.

– Я вам скажу одно: в Афганистане была настоящая армейская дружба и взаимовыручка, — итожит «афганец». – Особой разницы не было: офицер, прапорщик или солдат. И это осталось до сих пор. Списываемся, встречаемся. Я давно в запасе, но по первому зову приду в военкомат.

P. S. «Сколько нас полегло в этом долгом походе…»

Как сообщил председатель Брестской городской организации «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» Сергей Пухальский, по состоянию на минувший год на учете состояло ветеранов боевых действий: в Бресте – 1359, по области – 4665. Участников боевых действий в Афганистане: соответственно 1243 и 4330. Участников боевых действий в других странах – 54 и 156. Являются инвалидами боевых действий: в Бресте – 19 человек, в области – 59. Получили ранения, но не являются инвалидами – соответственно 70 и 181 бывших военнослужащих. Погибших всего: 27 и 126. В том числе в Афганистане – 25 по Бресту и 124 по всей Брестчине.