«Цены начали снижаться, но что будет дальше, непонятно». Что происходит на рынке запчастей

05.04.2022 21:12
Транспорт

Начало марта было нервным: вслед за резким скачком валютных курсов рванули цены на запчасти и технические жидкости, причем куда больше, чем следовало из стоимости доллара. Сейчас цены пошли вниз, но некоторые автомобилисты, не дожидаясь этого, просто переключились на более дешевые аналоги. Главное, чтобы они были в наличии.

Фото: Автобизнес

Риски пересмотрели?

В одном из предыдущих материалов мы уже приводили пример с моторным маслом. В октябре 2021-го 5-литровая канистра "синтетики" 5W40 стоила 98 руб., а в конце февраля после скачка курсов ее стоимость у того же продавца стала быстро подниматься: сначала 121, затем 143 рубля. Рост продолжился и после публикации: 190 руб. в 10-х числах марта, 216 руб. в середине месяца. Но на прошлой неделе со снижением официального курса доллара цена пошла вниз – сейчас это же масло стоит 192 рубля. Но все равно это порядка 65$ по официальному курсу против прежних 39$.

Или вот еще пример. В конце февраля цены на тормозные колодки подскочили до 85 руб., сейчас в том же интернет-магазине они откатились до 64 рублей. Пара тормозных дисков стоила 200 руб., сейчас уже 143. С б/у деталями тоже отмечается откат цен, по крайней мере по ряду позиций. То, что еще три недели назад стоило 100 руб., теперь оценивается в 80. То есть снижение от пика уже составляет 20%.

"Цены на запчасти стали падать. На днях сформировал небольшой заказ: вечером он стоил 45 рублей, на следующее утро – уже 38 рублей, то есть практически подешевел на 15 процентов, – говорит знакомый механик. – Проблем с наличием запчастей или технических жидкостей не наблюдаю, в принципе все есть.

Что касается ассортимента, то замечу, что вообще он начал уменьшаться еще несколько лет назад. Если раньше был большой выбор по производителям и странам, потом он начал сокращаться. Любопытно, что в первую очередь порезали середнячков – японские и корейские бренды. Остались нетронутыми или дорогие раскрученные марки, или самые дешевые.

В принципе это понятно: если человек готов, то хочет взять знакомый ему бренд, а если экономить, то экономить. Если говорить про старые модели, то проблемы с выбором дорогих запчастей были давно – кто же будет замораживать деньги в том, что особо не востребовано?"

Дефицит ощущается

"Есть напряженность с оригинальными запчастями: их стало меньше, они теперь дороже – по сравнению с началом года цены в рублях на некоторые позиции выросли примерно в три раза, – констатирует директор частной СТО. – Приходится выбирать из "лицензии", но там тоже уже имеется дефицит: насколько я понимаю, новых поставок пока нет, это все складские запасы. И точно могу сказать, что через Москву сейчас заказывать что-то сложно, а если и удается, то за дурные деньги. Раньше поршни брал по 80 долларов в эквиваленте, сейчас выставляют цену 240.

Фильтры и прочие мелкие "расходники" есть, видимо, их на складах много. Масло подорожало даже в долларовом эквиваленте, в рублях тем более: до недавнего времени курс считали по 5-6 рублей за доллар, сейчас он явно пониже стал. Но интересно, что уже из России звонят, готовы к нам за маслом ехать, бочками покупать. Хотя по цене точно не дешевле. Значит, с наличием там тоже есть проблемы. Насколько я понял, в России многие поставки импорта остановлены. Дело не только в санкциях: просто с логистикой сейчас большие проблемы, грузы не доходят до получателей.

Клиенты? Последнюю неделю февраля их не было вообще, я даже не знал, что делать. Сейчас уже поехали. У кого-то ТО подходит, кто-то просто хочет привести машину в порядок, пока есть свободные деньги и запчасти в наличии. Хотя все стараются обходиться без излишеств: делают самое необходимое, чтобы машина ездила и чтобы материалы-запчасти подешевле были".

Импорт дорогой, российское быстро разбирают

"Поставщики импортные запчасти сейчас считают, похоже, по 5-6 рублей за доллар, хотя официальный курс снизился до 3 рублей. Комплект сцепления в середине февраля стоил 240, последний комплект я недавно за 360 рублей продал, сейчас поставщик мне 600 выставляет. Такие вот риски закладывают, – отмечает директор магазина по продаже автомобильных запчастей (разговор с ним проходил в середине прошлой недели – до того момента, как цены начали отступление. – Прим. Автобизнеса). – И это касается не только европейских запчастей, но и китайских – они тоже "валютные". Российские запчасти подорожали меньше, примерно на 30-50 процентов, но с ними уже наблюдается дефицит: разбирают. А импорт для многих покупателей стал просто откровенно дорогим.

Я раньше масло Total продавал, теперь "Роснефть" предлагаю, потому что постоянные клиенты не поймут масло за 250 рублей. Уже вижу, как меняется поведение покупателей: раньше они выбирали в пользу более дорогих импортных "расходников" и запчастей, а сейчас готовы брать и российские – чтобы они еще были!

Наш магазин специализируется на товарах для автомобилей Lada, так что в отличие от иномарок есть расходные материалы и запчасти российского производства. Но все равно это далеко не все позиции, особенно если говорим про "Весту", где изначально много импортных компонентов. Понятно, что тормозные колодки и диски, амортизаторы, фильтры есть. Но взять, например, контроллер климат-контроля или подушки безопасности – там только иностранное производство. Та же история и с Largus (который, по сути, просто локализованный Renault Logan MCV), где много импортных деталей.

Да, заменители появятся: или в России, или в Китае наладят их производство. Но это потребует времени. За месяц выпуск новых деталей не освоишь. Те же вопросы и с маслом. Импортное резко подорожало, российское намного дешевле, но как его будут производить, если пакеты присадок импортные? Вопросов много, пока никто ничего не знает. Так что, думаю, в ближайшие месяцы на рынке запчастей будут скачки цен, дефицит. Но рано или поздно все устаканится: адаптируемся, подстроимся, запчасти будут. Надо это время переждать".

Фото: источника