Туристическое агентство «АйринТур» представляет: Музыкальный лагерь «Gold Camp» в Грузии!

Два километра за хлебом. Почему на Фортечной жители ощущают себя вдали от цивилизации?

13.11.2022 13:56
Общество

Граевка – пожалуй, самый «центральный» из всех нецентральных микрорайонов Бреста. Сейчас он в таком состоянии, когда молодость прошла, но воспоминания о ней еще близки сердцу каждого, кто живет здесь, пишет Вечерний Брест.

Два километра за хлебом. Почему на Фортечной жители ощущают себя вдали от цивилизации?

Многие помнят, как обустраивали улицы в начале 70-х – Фортечную, Добрую, Клары Цеткин… С тех пор, как говорят сами «граевцы», капитального ремонта здесь не было. Единственный автобусный маршрут – №8 – и тот было отменили. На все запросы один ответ: «нерентабельно». И лишь благодаря поддержке депутата городского Совета Алексея Дудара автобус вернули – нынче он ходит через Граевку семь раз в день. «И за это спасибо», – говорят местные.

Но вот, не успели они опомниться, как нынешним летом грянула еще одна проблема. Единственный магазин шаговой доступности, что работал на Фортечной (обслуживал он, надо полагать, и несколько соседних улиц), приказал долго жить.

«Магазин здесь был с 1958 года. В 80-е годы открыли еще один. Собственники менялись. В советское время это был «Горпищеторг», затем «Продтовары», «Санта». В 2003-м один магазин закрылся. Но оставался второй, под вывеской «Торговый дом». А в этом году и тот неожиданно для многих передали арендаторам, и там сейчас всевозможные услуги, но только не товары первой необходимости. Мелкие павильоны, если и были, то тоже давно закрылись. И для многих людей, живущих здесь, самая ближняя торговая точка с продовольствием находится теперь на расстоянии более одного километра», – рассказывает Нина Васильевна, что проживает на улице Загороднева.

Два километра за хлебом. Почему на Фортечной жители ощущают себя вдали от цивилизации?

К слову, мы специально замерили, при помощи гугл-карт, каково расстояние от дома пенсионерки до ближайших продовольственных магазинов на улице Красногвардейской и сколько времени в среднем понадобится, чтобы туда дойти.

«Умный» гугл выдал 1,9 км и 24 минуты. Но это среднее время. Пожилой человек с инвалидностью будет идти явно дольше, и это только в одну сторону. Да, какую-то часть пути можно проехать на «отвоеванной» жителями «восьмерке». Но она, напомним, ходит минимум с двухчасовым интервалом. Значит, скорее всего, ехать придется в лучшем случае только обратно, уже с покупками, и то не весь путь.

Возможно, для человека молодого или средних лет, работающего, имеющего автомобиль, данная проблема оказалась бы почти незамеченной. Молодежь закупается по-крупному в «гиперах» – это ни для кого не секрет. Отчасти потому резко снижается выручка магазинов шаговой доступности, и они вынуждены закрываться. Такова, увы, неумолимая тенденция последних лет. Закон рынка, и против него не попрешь. Но что в этой ситуации делать пенсионеру, привыкшему ходить в магазин часто, покупать свежие продукты понемножку? Его ведь тоже можно понять. Тогда как магазин «шаговой доступности» стал уже отнюдь не таким доступным, во всех смыслах.

Два километра за хлебом. Почему на Фортечной жители ощущают себя вдали от цивилизации?

Проблема усугубляется еще и тем, что на Фортечной улице почти сплошь отсутствуют тротуары. Точнее, они по факту вроде как есть. Формально. Но многолетняя жительница Фортечной Раиса Александровна призналась: «Здесь даже в сухую погоду ходить невозможно. Идешь и боишься упасть и сломать себе шею. Все в ямах, рытвинах, плитка вся вздыблена. Вечером идти по проезжей части, ей-богу, безопасней, чем по так называемому тротуару», – сетует 73-летняя брестчанка. Ее ровесник Виктор Иванович, инвалид по зрению, вынужден ездить за продуктами на велосипеде. «Приходится по автомобильной дороге ехать, хоть это считается нарушением ПДД. Ну, а что делать, если тротуар здесь только на бумаге, а на самом деле – сплошная полоса препятствий?» – говорит пожилой мужчина.

О своих проблемах жители Граевки не единожды рассказывали представителям власти. Устно и письменно. Более 60 подписей собрали они в поддержку магазина и в пользу ремонта местных улиц. Ответ горисполкома на все эти обращения был аккумулирован и прислан одной из жительниц за подписью первого вице-мэра Вячеслава Метлицкого. Суть его изложена в следующей фразе: «Исходя из положений Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7 «О развитии предпринимательства» и Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 №128-3 «О государственном регулировании торговли и общественного питания» государственные органы обязаны следовать принципу саморегулирования бизнеса и при этом не вправе создавать как дискриминационные условия при предоставлении мест для торгового объекта, так и совершать иных действий, ограничивающих конкуренцию или причиняющих вред правам, свободам и законным интересам субъектов торговли и общественного питания. Брестский горисполком не вправе понуждать субъекты хозяйствования обеспечивать работу нерентабельных объектов розничной торговли».

Два километра за хлебом. Почему на Фортечной жители ощущают себя вдали от цивилизации?

Что касается тротуаров, от которых, пожалуй, осталось лишь одно название, то в ответе жильцам за подписью зампреда горисполкома Андрея Ильяшука (от 18.01. 2022) сообщается, что «работы по обустройству тротуара по улице Фортечной предложены коммунальной службой города к включению в план мероприятий по благоустройству территорий города Бреста на 2022 год». До конца года осталось менее двух месяцев. Но признаков грядущего благоустройства здесь пока не наблюдается, а обратившихся жителей никто так и не уведомил о том, будут ли в ближайшее время проводиться какие-либо ремонтные работы. С другой стороны, январские реалии разительно отличаются от ноябрьских, это надо признать…

«Я живу здесь 50 лет, с момента рождения, – говорит местная жительница Ирина Романовна. – Помню, как мой отец копал траншею под тротуаром, когда нам проводили газ. Эта была вторая половина 70-х, я тогда была совсем еще ребенком. Место «подкопа» сохранилось в том виде, каким я его помню. По нашей улице регулярно ходили автобусы. И было несколько магазинов. Такое впечатление, что жизнь в этом микрорайоне замерла…