Туристическое агентство «АйринТур» представляет: Музыкальный лагерь «Gold Camp» в Грузии!

Эксперимент: поднять без домкрата. Четыре народных способа

21.12.2021 11:53
Транспорт

Представьте себе ситуацию: вы где-то за городом, в лесу, пробили колесо. А домкрата нет или сломался, что тоже бывает. Что делать? Не паниковать. Есть не один способ вывесить колесо для замены и без домкрата. Мы проверили несколько из них.

Диагональное вывешивание

Технология: находим небольшую крутую горку или иное подходящее возвышение – и заезжаем на него одним колесом, провоцируя диагональное вывешивание. Например, если заезжаем передним левым колесом, от земли оторвется левое заднее, а правое переднее серьезно разгрузится (все-таки передняя ось больше загружена).

Эксперимент: поднять без домкрата. Четыре народных способа

При необходимости можно оторвать от земли и переднее колесо, увеличив подъем, подкорректировав траекторию заезда или вообще развернув машину и заехав на горку задним ходом. Если подходящей горки нет, можно попробовать сконструировать самодельную эстакаду.

Преимущества:

  • максимально простой и быстрый способ оторвать колесо от земли;
  • не нужно вообще никаких дополнительных приспособлений и инструментов;
  • не нужен помощник.

Недостатки:

  • далеко не всегда можно найти подходящую возвышенность или заменить ее самодельной эстакадой;
  • на некоторых моделях (с неудачной геометрической проходимостью, длинноходной подвеской) устроить диагональное вывешивание непросто, особенно в плохо подходящих для этого условиях.

Почему сломался домкрат?

На самом деле повредить его – раз плюнуть. Чаще всего поломка происходит, когда домкрат ставится на мягком покрытии, кренится в процессе работы и неудачно складывается под весом машины (еще и порог может повредить). Так что рекомендуем на мягких покрытиях устанавливать под него основу (хотя бы доску).

Эксперимент: поднять без домкрата. Четыре народных способа

Кстати, порой покупатели старых автомобилей вообще на в курсе, в каком состоянии и комплектности штатный инструмент для замены колес. При осмотре машины увидели "запаску" – и ладно. Поэтому наш совет: не пожалейте 10-15 минут, чтобы проверить работу того же домкрата и состояние "запаски", как минимум давление в ней. Бывали случаи, когда водители имели все для замены колеса, но не могли ничего сделать из-за закисшего крепежа!

Через эстакаду

Эксперимент: поднять без домкрата. Четыре народных способа

Технология: сначала необходимо соорудить эстакаду. Мы сделали ее так: на запасное колесо и найденный рядом кирпич положили доску. В полевых условиях можно использовать толстые ветки или тонкий ствол (отрезок) дерева, а основанием может служить бревно или камень подходящих размеров. Главное, чтобы конструкция была достаточно надежной, но при этом легко разбиралась.

Эксперимент: поднять без домкрата. Четыре народных способа

Далее загоняем машину пострадавшим колесом на эстакаду так, чтобы оно оказалось заметно выше уровня земли. И теперь под автомобиль нам нужна какая-нибудь опора (подставка). Бревно, камень, канистра – все, что способно выдержать вес автомобиля, не упасть и не разрушиться под ним. Важно установить опору под такую часть кузова или деталь подвески, которая не пострадает от нагрузки. Между опорой и кузовом можно разместить доску или старую камеру.

Эксперимент: поднять без домкрата. Четыре народных способа

Теперь скатываем автомобиль чуть вниз – он становится на опору (соответственно и выставлять ее следует с этим расчетом). Колесо по-прежнему находится на эстакаде, но теперь оно не так загружено – нужно выбить "сходню" и убрать основу. И все: автомобиль поднят, колесо вывешено.

Эксперимент: поднять без домкрата. Четыре народных способа

Соответственно с опоры автомобиль снимаем в обратной последовательности. Снова загоняем на восстановленную эстакаду, убираем опору и теперь уже окончательно съезжаем на землю.

Преимущества:

  • способ рабочий и относительно быстрый;
  • не нужен помощник.

Недостатки:

  • требуется много действий;
  • необходимы дополнительные приспособления для постройки эстакады;
  • могут потребоваться усилия для того, чтобы выбить "сходню" из-под колеса;
  • повышенный риск повреждения автомобиля и травм в случае разрушения эстакады или опоры.

Главное – безопасность!

Эксперимент: поднять без домкрата. Четыре народных способа

Старый кирпич, который мы использовали на эстакаде, нещадно крошился. Еще один, который подложили между блоком и кузовом, просто раскололся. Это мы к тому, что к выбору материалов для опоры, эстакады и прочего надо подходить серьезно. Тем более если вы не колесо менять собрались, а какие-то работы проводить под машиной. Ведь это ваша безопасность!

Подкоп

Технология: если имеется лопата или почва позволяет копать подручными средствами (например, под колесами песок, есть небольшой кусок фанеры или отрезок доски), можно устроить подкоп под колесом и разгрузить его таким образом. Само собой, перед этим нужно подставить опору.

Эксперимент: поднять без домкрата. Четыре народных способа

После замены колеса яму следует засыпать, но вряд ли она будет хорошей опорой, поэтому возникает вопрос о том, как снять машину с опоры. Вариантов несколько:

  • подкопать саму опору;
  • предусмотреть возможность легкого демонтажа опоры (например, это столбик из нескольких кирпичей – достаточно выбить один или два промежуточных кирпича);
  • сделать перед замененным колесом небольшой подъем/эстакаду (по принципу предыдущего способа);
  • слегка приподнять кузов (достаточно на ход подвески), чтобы вынуть опору, но в этом случае потребуется помощник.

Преимущества:

  • помощник не обязателен.

Недостатки:

  • потребуется время на то, чтобы откопать/закопать яму, снять машину с опоры;
  • без лопаты выкопать яму будет трудно;
  • все равно нужен какой-то инструмент, а также опора;
  • этот способ подойдет разве что для замены колеса – предыдущие позволяют поднять сам кузов, что можно использовать и для других ремонтных работ.

Рычаг

Вы же помните из школьного курса физики волшебные свойства рычага? С его помощью можно создавать в разы, а то и в десятки раз большее усилие. Главное – найти подходящую по длине и прочности доску или ствол дерева.

Эксперимент: поднять без домкрата. Четыре народных способа

На самом деле есть проблема – высота, на которую удастся поднять машину. Ведь чем длиннее рычаг, тем больше вы ограничены в его ходе вниз – он просто упрется в землю. Можно его поднимать и вверх, упирая второй конец в землю, но это потребует больше сил. Ну и сам по себе рычаг (если это, например, ствол дерева) не может быть очень толстым, чтобы можно было разместить его конец под машиной. Да, и здесь также помним о том, чтобы не повредить кузов или подвеску, выбирая правильную точки для рычага. А между ним и кузовом стоит использовать промежуточную опору, чтобы выиграть несколько сантиметров расстояния.

Эксперимент: поднять без домкрата. Четыре народных способа

В нашем случае рычаг получился небольшим: доска слишком короткая, к тому же слабая: легко гнулась и в итоге сломалась. Но даже она позволила легко поднять кузов на ход подвески – этого вполне достаточно, чтобы разгрузить машину для установки той же опоры.

Эксперимент: поднять без домкрата. Четыре народных способа

А еще можно подставить рычаг под колесо и приподнять его – опять же на ход подвески, – ведь в этом случае не надо поднимать тяжелый кузов, а достаточно просто преодолеть сопротивление упругого элемента (пружины, рессоры или торсиона).

Эксперимент: поднять без домкрата. Четыре народных способа

И этого может быть достаточно, чтобы достичь нужного результата – подставить под элемент подвески опору. И вот здесь как раз есть проблема: при таких манипуляциях без помощника, а то и нескольких не обойтись.

Преимущества:

  • относительно легкий и быстрый способ приподнять автомобиль или хотя бы колесо.

Недостатки:

  • требуется помощник;
  • не всегда найдутся материалы для создания рычага;
  • чтобы поднять автомобиль, тем более крупный, нужен очень длинный и прочный рычаг.

Наш вердикт

Как видим, все способы рабочие. Какие из них применять, зависит от обстоятельств и возможностей: есть ли рядом возвышенность, на которой можно устроить диагональное вывешивание, есть в машине лопата или что-то для постройки той же эстакады, для использования в качестве опоры. Здесь дадим совет: в наших лесах-полях достаточно всякого мусора, который можно использовать для этих целей. Например, те же кирпичи и блоки для опоры нашлись совершенно случайно уже на месте съемки. Доски, конечно, заготовка, но иметь их в зимний сезон – хорошая привычка.

Фото: автора