Красочное северное сияние появилось в небе над Брестской областью
Наши читатели делятся красивыми фотографиями

Хранение шин: где, почем и как правильно

06.11.2023 14:34
Транспорт

Если вы еще не успели сменить летнюю резину на зимнюю, то скоро наверняка сделаете это. И перед вами неизбежно встанет вопрос: куда деть «лето»? Кто-то сдает шины на хранение, кто-то складирует в гараже или подвале. Смотрим, сколько стоят «шинные отели», и вспоминаем, как правильно хранить шины самому, пишет «Автобизнес».

Фото из открытых источников (иллюстративное)
Фото из открытых источников (иллюстративное)

При наличии гаража или подвала найти место для шин не составляет проблемы. Но гараж сегодня есть у редких автовладельцев, да и подвалами современные многоэтажные дома обделены. Поэтому многие мастерят стеллажи для резины в приквартирных тамбурах и даже на лоджиях.

Но хранение шин дома, если они не на дисках, подразумевает необходимость дважды в год возить их на шиномонтаж, что автоматически создает дополнительные неудобства: принеси, унеси, запихай в машину – не каждый комплект влезет в багажник.

От всех этих телодвижений избавляет услуга сезонного хранения шин, которую сегодня предлагают многие компании, торгующие резиной, а также шиномонтажи.

Что почем?

Стоимость хранения комплекта в среднем по Минску составляет 60-80 рублей за полгода. Но при желании можно найти как более доступные, так и куда более дорогие предложения. Например, автомойка, находящаяся в Степянке, готова хранить резину до семи месяцев за 50 рублей. Но если вы при этом проживаете, условно говоря, в Лошице, вам вряд ли понравится это предложение – на доставку уйдет уйма времени, а сэкономленные деньги вы потратите на бензин.

На сайте одного из продавцов шин указана стоимость хранения 13 рублей в месяц за комплект резины и 20 рублей в месяц за четыре колеса с дисками – 120 рублей за полгода!

Действительно, у части шинных сервисов в прайсах есть разделение на шины отдельно и шины на дисках. Упомянутая выше автомойка берет за сезонное хранение колес в сборе всего на 10 рублей больше, в некоторых «шинных отелях» разница может достигать 20 рублей (например, 60 и 80), но 120 рублей даже по столичным меркам откровенно дорого.

Некоторые «хранилища» не видят разницы между шинами и колесами в сборе и выставляют за их хранение одинаковые суммы. При этом в отдельных компаниях присутствует дифференциация по размеру шин: стоимость полугодичного хранения комплекта резины маленького диаметра примерно на 6 рублей ниже, чем большого. Причем одни компании относят R17 к маленьким размерам, другие – к большим.

Услугу хранения шин предлагают и некоторые дилеры, причем при заказе определенного комплекса работ она даже может быть бесплатной.

В целом возможность хранения резины прямо на шиномонтаже – это удобно. Вы автоматически избавляетесь от необходимости возить шины с собой, думать, где их складировать. Но при этом привязываетесь к конкретному шиномонтажу.

Требования к организации хранения шин

В описании своих услуг буквально каждый сервис сообщает, что там соблюдаются все требования, которые необходимо выполнять при хранении шин. Что это за требования?

ТКП 299-2011(02190) «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания» содержит в себе пункт 6 «Транспортировка и хранение шин», содержание которого максимально лаконично:

6.1 Транспортирование и хранение шин – по ГОСТ 24779.

6.2 Бескамерные шины транспортируют и хранят в вертикальном положении не более чем в три яруса. По согласованию с потребителем допускаются другие условия транспортирования и хранения бескамерных шин, обеспечивающие их сохранность.

С учетом того, что все легковые шины бескамерные, мы пока понимаем, что их необходимо хранить вертикально. Но давайте заглянем в ГОСТ 24779-81 «Шины пневматические. Упаковка, транспортирование, хранение», разработанный еще в начале 1980-х и актуализированный в дальнейшем. Он является межгосударственным.

1.1. При хранении и транспортировании на шины не должны влиять следующие факторы: кислород, озон, свет, тепло, органические растворители, минеральные масла, смазочные материалы, топливо, кислоты, щелочи; длительное соприкосновение с медными или корродирующими веществами; продолжительная односторонняя нагрузка, перегибы, нагромождение изделий друг на друга, опора изделий на резко выступающие неровности поверхности...

4.1 Шины должны храниться в закрытых складских помещениях.

Складские помещения должны быть свободными от посторонних предметов, затемненными, соответствовать требованиям пожарной безопасности и обеспечивать возможность применения грузоподъемных механизмов.

При наличии в складских помещениях окон стекла должны быть окрашены красной или оранжевой краской.

Отопительные устройства, находящиеся в складских помещениях, следует экранировать.

4.2. При хранении шин допускаются колебания температуры воздуха от минус 30°С до плюс 35°С и относительной влажности 50-80%.

Шины при хранении должны быть не ближе 1 м от отопительных устройств.

4.3. Шины, пакеты шины, бескамерные шины и покрышки должны храниться в вертикальном положении на стеллажах, поддонах или ровном полу.

Грузонесущая поверхность стеллажа должна быть ровной, без острых ребер.

Допускается хранить шины сроком не более 1 месяца в штабелях высотой не более 2 м.

4.4. При хранении бескамерных шин должны быть обеспечены условия, исключающие деформацию бортов и боковых стенок шин.

4.5. Каждые три месяца шины и пакеты шин поворачивают, меняя зону опоры.

4.9. Допускается хранить шины и пакеты шин на открытом воздухе сроком не более 1 месяца. При этом шины должны быть размещены под навесом или укрыты материалом, защищающим их от внешних воздействий (солнца, влаги, загрязнений).

Как видим, ключевые требования – хранить шины вертикально, раз в три месяца менять точку опоры, защищать от внешних воздействий.

Храним у себя

По-хорошему все приведенные выше требования должны соблюдаться и при хранении шин у себя в гараже, подвале, тамбуре – да где угодно. Хотя если уголок для резины вы организовали на лоджии, то вряд ли станете красить ее окна в красный цвет. Поэтому следует предусмотреть как минимум закрывающийся шкафчик. В изолированных от солнечного света помещениях достаточно просто держать шины вертикально, не забывая их регулярно поворачивать.

Но далеко не всегда пространство того же гаража и тем более подвала позволяет удобно разместить резину в вертикальном положении. Случится ли с шинами что-то плохое, если хранить их горизонтально?

«Лучше всего хранить шины на дисках, – говорит заместитель директора по коммерческим вопросам группы компаний «Мегасклад» Дмитрий Марголин. – Но не все могут купить второй комплект дисков, да и не всегда эта покупка имеет смысл.

ГОСТ требует располагать шины вертикально, раз в три месяца переворачивая их. Огромное количество людей не в курсе этих требований – они хранят резину так, как им удобно. Кто-то не переворачивает вертикально стоящие шины, кто-то просто складывает их боком, руководствуясь логикой, что так они меньше деформируются. И с ними при этом ничего плохого не происходит, потому что шины небольших размеров вплоть до 17-го относительно легкие. С тяжелой резиной больших диаметров могут быть нюансы.

У вас есть возможность хранить шины вертикально – храните. Удобнее класть горизонтально и у вас небольшой размер колес – ничего страшного, если не складывать шины высокими стопками. Главное, чтобы они не лежали под прямыми солнечными лучами, которые серьезно вредят резине».

В подтверждение своих слов наш эксперт приводит еще один нормативный документ – российский ГОСТ Р 54266-2010 «Шины пневматические. Упаковка, транспортирование и хранение», действующий в РФ параллельно с уже упомянутым ГОСТ 24779-81. Во многом его содержание дублирует старый документ, но присутствуют и важные отличия. В частности, в п 6.4 говорится:

ГОСТ Р 54266-2010

«Шины шириной профиля до 205 мм включительно хранят в горизонтальном положении друг на друге в штабелях высотой не более 2 м.

Шины шириной профиля 215 мм и более хранят в вертикальном положении (на ребре) в 1-4 ряда.

Крупногабаритные шины, смонтированные на ободья, хранят при внутреннем давлении воздуха 80-100 кПа (0,8-1,0 кгс/см2) в горизонтальном положении».

Также добавлены уточнения, что в помещениях, где хранится резина, должно отсутствовать оборудование, производящее озон, а для освещения рекомендуется использовать лампы накаливания.

Вердикт

Оставить свои шины на хранение в специализированном сервисе в ряде случаев действительно может быть хорошим решением, тем более что стоимость этой услуги вполне доступна. Но если у вас есть возможность хранить шины у себя, важно в первую очередь не допускать попадания на них прямых солнечных лучей.