Недавно на официальный сайт Брестского горисполкома поступило письмо от брестчанина Вадима Алексеевича Кузнецова, адресованное мэру города Александру Рогачуку, пишет «Вечерний Брест».
/Транспорт/Самолёт/aeroport-1.jpg)
«В нашем городе необходимо поднять вопрос об открытии регулярного авиасообщения. На первых порах хотя бы с Российской Федерацией. На протяжении пяти лет в новостях появляются заявления о том, что совсем скоро наш аэропорт будет загружен как грузовыми судами, так и пассажирскими. Но, как видим, это «совсем скоро» затянулось уже на несколько лет. Не могу понять, что именно мешает организации полетов?
Во времена СССР из Бреста вылетали многочисленные рейсы в города России и т.д. У нашего аэропорта огромный потенциал: произвели реконструкцию ВПП, есть новая стоянка, современное оборудование – и все это для двух чартеров в месяц в зимний период и частных самолетов (в доковидные времена еще «Брест-Калининград», который тоже был сезонным)?!
У нашего аэропорта наиболее выгодное положение: всего несколько километров от города, чего не скажешь про другие в областных центрах. Что мешает переговорить с российскими авиаперевозчиками и договориться с одним из них о полетах хотя бы раз в неделю в выходной? Я уверен, если грамотно подобрать направление (Москва, СПб и другие), время, даты, организовать автобус к терминалу, то спрос на рейсы определенно будет.
Как мне кажется, такие суммы вложить в реконструкцию аэропорта и ничего не организовать – это просто несерьезно».
Это письмо попало в администрацию аэропорта «Брест» именно в тот момент, когда там оказался наш обозреватель – с тем же вопросом:
ПОЧЕМУ БРЕСТЧАНЕ НЕ МОГУТ ЛЕТЕТЬ ИЗ РОДНОГО ГОРОДА В МОСКВУ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, КРАСНОДАР, СОЧИ, БАТУМИ?
Здание современного аэровокзала, построенное по индивидуальному проекту, было открыто в 1986 году. Пропускная способность вокзала – 400 пассажиров в час. В настоящее время по техническим характеристикам аэропорт может одновременно обслуживать два «Боинга-737-800» вместимостью до 200 пассажиров. Условно, два крупных самолета могут стоять в аэропорту одновременно – один на вылет, второй – на прилет. За последние годы самым продуктивным для Брестского филиала стал 2019-й, когда брестчане приблизились к 50 тысячам обслуженных пассажиров в год. Летали чартерные рейсы в Египет (2 направления), Болгарию (2 направления), Черногорию, Турцию и один регулярный рейс в Калининград.
7 направлений планировались на сезон 2020 года, но пандемия коронавируса нарушила эти планы. Когда первый шок от распространения COVID-19 прошел, выработалась определенная полетная программа, в которой нашлось место Брестскому аэропорту. Из нашего города первыми поднялись в небо самолеты в египетскую Хургаду, потом – в Шарм-эль-Шейх; с брестчанами возобновил работу постоянный партнер, туроператор TEZ TOUR. Нынешним летом Брестский филиал «Белаэронавигации» запланировал полеты на курорты Болгарии и Туниса, но в начале сезона-2021 известные события приостановили европейскую полетную программу на неопределенное время. Полеты в Тунис не состоялись тоже.
Между тем, из столицы стартуют несколько самолетов в день в аэропорты Москвы, есть другие российские направления: Санкт-Петербург, Самара, Казань, Нижний Новгород, Уфа, Ростов-на-Дону; в курортном векторе – Сочи, Краснодар… В Грузию национальный авиаперевозчик доставляет пассажиров по трем направлениям: Тбилиси, Кутаиси, Батуми. Почему ни одно из этих направлений не востребовано в Брестском филиале? Этот вопрос остается открытым.
Попытки оживить брестский аэропорт предпринимаются постоянно. Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в РБ Евгений Лукьянов неофициально пообещал обратить пристальное внимание на проблему воздушного соединения Бреста с Калининградом.
— В текущем году мы направляли приглашения для сотрудничества в российские авиакомпании «Азимут», «Нордвинд» и «Сибирь», — рассказывает заместитель директора Брестского филиала ГП «Белаэронавигация» Александр Докучиц. — Предложили рассмотреть наш аэропорт как отправную точку для организации рейсов в Москву и Санкт-Петербург. Однако заинтересованности потенциальные партнеры не проявили. Будем надеяться, пока…
Специалисты считают, что российский бизнес не спешит рисковать. Полагается, что Брест с населением 350 тысяч человек не сможет дать того потока, который необходим для полной загрузки рейсов. Риск, конечно, есть в любом бизнесе. Но тупики бывают, как говорят в народе, только в голове. Брест действительно город небольшой, однако в Кутаиси проживает и того меньше: 147 тысяч жителей (данные 2021 года), по численности населения это третий город Грузии. Между тем, здесь приземляются и взлетают не только грузинские авиакомпании. Сюда выполняют рейсы Китайские восточные авиалинии, Австрийские и Британские авиалинии, всего 19 авиакомпаний мира. Открывшийся 9 лет назад, аэропорт Кутаиси обслуживает в год около 900 000 пассажиров.
КУДА ХОТЯТ ЛЕТЕТЬ БРЕСТЧАНЕ?
Очень активно люди интересуются полетами в две столицы – Москву и Варшаву. Обе рассматриваются, прежде всего, как хаб: из Москвы можно взять билет в любую точку России и мира. Варшава интересует как логистический центр, откуда пути ведут по всей Европе.
В летний период были бы востребованы южные направления – Сочи, Краснодар в России; Одесса – в Украине. Путь на самолете из Бреста в Одессу составлял бы часа полтора-два. Если отрегулировать цену на билет, это направление можно было поставить даже на чартер. Конечно, в летний период наших туристов интересует Грузия – прежде всего Батуми, куда достаточно было бы организовать регулярный рейс. И, конечно, люди хотят вернуть в наш аэропорт «балтийское» направление «Брест-Калининград».
— Мы отдаем себе отчет, что крупные суда в Брестском аэропорту не найдут полную загрузку, — рассуждает Александр Докучиц. – Но самолеты до 100 посадочных мест могли бы быть полностью загруженными. Чтобы прогнозировать спрос, нужны исследования специалистов. И нужно летать. В нынешнем году все чартеры из Бреста – два направления в Египет и одно в Турцию – были полностью загружены. Уверен, если бы Брест получил новое направление на отдых – Краснодар, Батуми, – оно было бы востребовано.
Только факты
- История аэропорта Брест начинается в сентябре 1945 года с обслуживания военных самолетов. Переход на «гражданку» произошел в 1976 году, когда были открыты пассажирские направления в Москву, Одессу и Харьков.
- В 1993 году – присвоен статус международного.
- Имеет одну взлетно-посадочную полосу с искусственным покрытием длиной 2620 метров.
- Годен круглосуточно к эксплуатации самолетов А-319-100, А-320-200, А-321-200, В-727-100, В-737-400, В-737-77, В-737-800, В-737-300, В-767-300ER и других самолетов с максимальной взлетной массой до 191 тонны и размахом крыльев до 51,9 м.