Туристическое агентство «АйринТур» представляет: Музыкальный лагерь «Gold Camp» в Грузии!

Интернет-мошенники находят новые способы обмана. Рассказываем историю белоруса

09.04.2023 07:24
Общество

Практически ежедневно в разных регионах страны регистрируются случаи, когда злоумышленники через мессенджеры звонят гражданам и уговаривают оформить на себя кредит или перевести деньги другому лицу. В редакцию Myfin написал читатель по имени Александр. Он рассказал, как пытались обмануть его самого и родителей. Рассказываем, как меняются схемы действий мошенников и какие меры помогут не отдать деньги злоумышленникам.

Фото из открытых источников (иллюстративное)
Фото из открытых источников (иллюстративное)

«Представилась майором и рассказала об утечке данных»

В редакцию Myfin написал читатель Александр. По его словам, мошенники звонили в мессенджерах сразу и ему самому, и его родителям.

«Мне и моим родителям в разные дни звонили по WhatsApp. Звонившая мне представилась майором МВД, а в случае родителей – майором КГБ. Рассказали одну и ту же историю: якобы в Бресте такой-то человек пытается оформить кредит и на каком-то этапе пытается использовать наши паспортные данные», – сообщил Александр.

По его словам, далее звонившие сообщили, что хотят выяснить, как произошла утечка данных. И поэтому им нужны данные того, клиентом каких банков является Александр.

«В моем случае звонок был сброшен после моего ответа, что данные есть в межбанковской системе. С родителями разговор состоялся более обстоятельный. Личных данных как будто выведать не пытались, но в итоге переключили на якобы сотрудника банка, которая предложила оформить бесплатную страховку от мошенничества. После отказа разговор был прекращен. Правда, поступил звонок на следующий день, но мы не стали отвечать», – написал Myfin.by читатель.

Типичная схема действий

Начальник отдела Главного управления уголовного розыска МВД Василий Шупляк прокомментировал подобные случаи мошенничества. Обычно аферисты представляются работниками службы безопасности любого банка или правоохранителями и сообщают, что неизвестные воспользовались личными данными и подали заявку на оформление кредита на крупную сумму. В других ситуациях обыгрывается история о несанкционированном доступе к счету потерпевшего.

Чтобы якобы помешать мошенникам и вывести их на чистую воду, гражданина просят взять заем на такую же сумму и перевести на «сохранный счет». В случае отказа придется выплачивать чужой кредит. При этом акцент делается на конфиденциальности, требуют не связываться с банками и ничего не уточнять.

Нередко звонки поступают с белорусских аккаунтов, что внушает доверие потерпевшим. Для этого злоумышленники похищают чужие учетные записи.

Только с начала года аферисты выманили у 47-летней жительницы Ошмян 5 тысяч рублей, у 22-летней брестчанки 8 тысяч, а у 47-летней гомельчанки почти 14 тысяч. Все потерпевшие поверили, что своими действиями помогают задержать преступников.

Новые скрипты: под прикрытием «защиты персональных данных»

Мошенники меняют тактику. Так, в Национальный центр защиты персональных данных поступил ряд звонков от граждан. Им звонили и представлялись работниками центра, в очередной раз сообщали об операциях по предотвращению кражи данных. Для содействия граждан просили совершить денежный перевод, пополнить счет по определенным реквизитам, что якобы поможет поймать преступника. При этом псевдосотрудники центра «гарантируют» возврат перечисленных средств.

Как сообщили в центре, бдительные граждане не поддались на такие уловки и обратились в правоохранительные органы.

Национальный центр защиты персональных данных предупреждает:

  • Центр не занимается расследованием фактов мошеннических действий, в том числе с банковскими операциями. Указанные полномочия относятся к компетенции органов внутренних дел.
  • Не сообщайте свои персональные данные неизвестным лицам.
  • Задача злоумышленников – получить доступ к вашим деньгам через персональные данные. Не позволяйте им это сделать.
  • Не следуйте инструкциям, не поддавайтесь угрозам и не паникуйте.
  • Не переходите на сайты по ссылке, которую вам прислал незнакомый человек, к примеру, чтобы войти в учетную запись или узнать подробную информацию. Не скачивайте незнакомые приложения и файлы.
  • Незамедлительно обращайтесь в правоохранительные органы, если вы стали жертвой мошенников.

Советы правоохранителей

Самые простые способы защитить себя и свои аккаунты:

  • Ни под какими предлогами не переходите по ссылкам от неизвестных отправителей и не передавайте незнакомцам коды авторизации и личные данные.
  • Игнорируйте звони в мессенджерах с незнакомых номеров. Правоохранители, сотрудники банков и работники других учреждений не звонят по рабочим вопросам в мессенджерах и не просят перевести какие-либо средства.
  • Если вы сомневаетесь, что вам звонят из банка, повесьте трубку и перезвоните сами по официальному номеру.
  • Тщательно проверяйте ссылки сайтов банков, торговых площадок, платежных систем при поиске в Google или Яндекс. Отличие даже в 1 символе может значить, что вы перешли на фишинговый сайт, который создан с целью мошенничества. Он может выглядеть идентично оригинальному сайту.
  • При сомнительных звонках немедленно прекратите разговор и сообщите о произошедшем в милицию.