КровСеть | Кровельные материалы в Бресте! Скидка 18%

«Купил диски через интернет, но на СТО сказали, что их использовать нельзя». Можно ли вернуть деньги

07.04.2022 20:28
Транспорт

Семен захотел к весне принарядить свой автомобиль, купить литые диски. Нашел подходящее объявление в интернете, созвонился, передал деньги. Но когда приехал на шиномонтаж, его ждало разочарование, пишет Автобизнес.

Фото pixabay.com (иллюстративное)

"Не разобрался вовремя"

Читатель вспоминает, что продавец был из Витебска. По телефону он сказал "диски огонь, отъездишь долго". Отправил Семену диски через водителя маршрутки, обратно через него же были переданы деньги.

"Радостный поехал на шиномонтаж, а мастер сказал, что эти диски ставить нельзя. С них просто может соскочить резина, поскольку на одном из дисков стерт внутренний борт. Сказать, что меня настигло разочарование, значит ничего не сказать, – сокрушается Семен. – Продавец мне так красиво все рассказывал, а по факту "развел" на деньги, спихнул неликвид. Звоню по тому номеру – трубку не берут, а после и вовсе в черный список занесли. В мессенджерах та же картина. Как мне вернуть свои деньги? Понимаю, что самому нужно было смотреть и думать, но я не специалист по автомобильным дискам, не разобрался вовремя".

Сначала в милицию, а если надо, то и в суд

Не новость, что продавцы по телефону могут наговорить много чего, поскольку потрогать и оценить товар дистанционно невозможно. Все это резко повышает риск быть обманутым.

В ситуации с нашим читателем Семеном можно посоветовать вот что. Поскольку закон о защите прав потребителей в случае продажи товаров между физическими лицами не применим, то действуют нормы Гражданского кодекса. Согласно им, продавец должен передать покупателю товар, пригодный для использования. В нашем случае, увы, на купленных дисках передвигаться нельзя, это просто опасно для жизни. Скорее всего, придется решать вопрос в судебном порядке, но до него еще нужно определить, к кому вообще предъявлять иск.

Знал или не знал продавец о том, что реализует некондицию? Полагаем, что прекрасно знал. Об этом говорят сразу несколько фактов – визуальное состояние дисков, наличие в объявлении фотографий дисков (по словам Семена) только с внешней стороны, нежелание выйти на контакт после продажи и т.п.

Речь, хотя и формально, может идти о мошенничестве, поэтому стоит обратиться с заявлением в милицию. Правоохранители проведут проверку и с большой долей вероятности в возбуждении уголовного дела откажут. Тем не менее, станут известны персональные данные продавца. Далее просим ознакомиться с материалами проверки, записываем данные лица (продавца) и подаем исковое заявление в суд. В нем, как следует из процессуального гражданского законодательства, истцу придется доказывать факт обмана, поэтому:

  • до обращения в суд нужно получить заключение (иной документ) о том, что диски непригодны к использованию;
  • нужно запросить у сотового оператора детализацию звонков, свидетельствующую о том, что звонки продавцу после совершения сделки были безответными;
  • при наличии переписки в мессенджерах сделать ее скриншоты, а также скриншоты рекламного объявления (если не удалено).

Все это будет являться доказательствами, суд их изучит и вынесет решение, которое при таком раскладе событий, как в истории с Семеном, скорее всего, будет для него положительным. Хотя загадывать тут нельзя.

Обезопасить себя

Можно ли таких случаев избежать? Считаем, что можно. Вот что нужно сделать перед покупкой через интернет-объявления:

  • "скриншотим" объявление и указанные в нем телефоны;
  • просим продавца прислать в мессенджер дополнительные фото товара с разных ракурсов;
  • при передаче товара через посредника (маршрутку), записываем номер маршрутки и время ее прибытия, спрашиваем данные водителя. Он, конечно, может и не сказать, но они должны быть указаны на специальной табличке, как правило, находящейся на передней панели в районе бардачка;
  • предлагаем в качестве способа оплаты перевести продавцу деньги с карты на карту. Вряд ли он укажет данные чужой карты, а вот установить впоследствии информацию о продавце будет значительно легче;
  • записываем разговор по телефону.

Конечно, ситуации могут быть разные. Но чем больше информации о продавце и его действиях вы получите, тем проще потом будет доказывать свою правоту в милиции или в суде.

Если продавец отвечает на телефонные звонки, то попытайтесь с ним договориться, сообщите о своем намерении обратиться в правоохранительные органы.

Заметить сложно

А можно ли по фото определить состояние дисков? Об этом мы спросили специалиста шиномонтажа:

"Литой диск автомобиля – вещь сложная, – говорит управляющий сервисом по ремонту дисков Павел. – Если есть внешние повреждения, то увидеть это легко даже обычному обывателю, не специалисту. Какие-то повреждения можно устранить, какие-то нет, каждый случай персональный.

Но материал колесного диска обладает особыми свойствами. К ним относятся состав, усталость, наличие микротрещин (внешних и скрытых), повреждений, деформаций, коррозийных процессов, нарушение геометрии и прочие особенности. При ремонте колесного диска, даже если его повреждения кажутся незначительными, может произойти его разрушение ввиду факторов и свойств, о которых я сказал".

Статья 36 Закона "О защите прав потребителей". Выполнение работы (оказание услуги) из материала (с вещью) потребителя:

ч. 6 Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого им от потребителя, если докажет, что потребитель был предупрежден им об особых свойствах и характеристиках материала (вещи), которые могут повлечь за собой его полную или частичную утрату (повреждение).

Исполнитель не освобождается от ответственности в том случае, если уровень его научных и технических знаний не позволил выявить особые свойства и характеристики материала (вещи).

Фото: pixabay.com (иллюстративное)