Могила генерала. В Бресте есть редкий памятник, хранящий отголоски событий XIX века

26.04.2023 09:01
История

На Радуницу, день особого поминовения усопших, тысячи брестчан придут на кладбища, возможно, кто-нибудь возложит цветы и к одинокому памятнику на правом берегу Буга, недалеко от современного мусороперерабатывающего завода, пишет «Вечерний Брест».

Могила генерала. В Бресте есть редкий памятник, хранящий отголоски событий XIX века

Памятник этот воздвигнут на месте захоронения российского генерала Павла Пхеидзе. Павел Давидович – выходец из грузинского княжеского рода Пхеидзе. Его отец, Давид Пхеидзе, поступив в XVIII веке на русскую службу, участвовал в Семилетней войне 1756-1763 гг. России с Пруссией, дослужился до чина ротмистра.

О его сыне Павле сведения собрал известный брестский краевед Иван Чайчиц. Юный князь учился во 2-м кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, затем служил в инженерных войсках. В 1812 году в чине капитана участвовал в Отечественной войне. Позже формировал саперный, затем – инженерный батальоны. В 1826 году в звании генерал-майора вышел в отставку, жил в своем имении в Бессарабии. Помимо иных наград был удостоен главной военной награды Российской империи – ордена Святого Георгия IV степени (за 25 лет беспорочной службы в офицерских чинах).

Осенью 1830 года в Королевстве Польском (на правах автономии входило в состав Российской империи) вспыхнуло восстание, целью которого было создание независимого польского государства. Павел Давидович вновь был призван на военную службу, командовал 3-й бригадой 2-й пехотной дивизии, которая в составе российской армии подавляла восстание. Умер от ран, полученных 14 апреля 1831 года в сражении. В это время в Брест-Литовске и окрестностях стояли российские войска, возможно, для захоронения генерала было выбрано место вблизи походной часовни. А памятник на месте его могилы был возведен в начале XX века на средства военнослужащих 2-й пехотной дивизии, штаб которой в то время находился в Брест-Литовске.

Долгое время памятник «прятался» в высокой траве, но уже в нашем веке был частично отреставрирован и облагорожен.