Можно ли вернуть в магазин качественный товар, если он входит в список не подлежащих возврату

22.08.2022 14:11
Общество

Иногда продавцы прикрываются тем, что предоставили покупателю исчерпывающую информацию о товаре, и не собираются принимать его обратно, особенно если он качественный. Но даже в такой ситуации можно найти выход. О примерах таких случаев корреспондент агентства «Минск-Новости» узнал в обществе защиты потребителей.

Фото из открытых источников (иллюстративное)

Помнится, в передаче «Что? Где? Когда?» знатокам задали вопрос: «В каких случаях при сервировке стола к бульону подавались две серебряные ложки?» Для нас, современников, ответ, казалось бы, очевиден. Если за столом окажутся посторонние и одна пропадет, едок сможет воспользоваться запасной. Но знаток Федор Двинятин помешал обеими столовыми приборами бульон и догадался. При сервировке стола на корабле. Когда судно сильно качает, еще одна ложка не даст жидкости расплескаться.

В нашей истории речь тоже пойдет о серебряной ложке. Об одной, хотя по идее их должно быть две.

Подарок для дочери

За советом к нам обратилась жительница столицы, — рассказывает юрист Минского общества потребителей магистр права Вадим Мазго. — Ей понадобилась пара серебряных ложек. Правда, не для обедов в штормовую погоду на корабле. Столовые приборы горожанка намеревалась подарить дочери. Покупательница заглядывала в магазины и нашла. Увы, выставленная на витрине ложка оказалась единственной. И прошла бы героиня нашей истории мимо, да только современная торговля проявляет чудеса маркетинга. Женщину уговорили приобрести сначала этот столовый прибор, а через несколько дней вернуться в магазин за вторым, аналогичным. К этому времени, мол, ложка обязательно появится в продаже. Минчанка поверила, но магазин обещание не выполнил. Столовый прибор отсутствовал. На предложение вернуть деньги и забрать непарный товар ответили отказом. Обратившись к нам, покупательница поинтересовалась, как ей быть дальше.

Перечень невозврата

Вадим Романович, я думаю, что магазин в этой ситуации прав. Доброкачественные изделия из драгоценных металлов возврату и обмену не подлежат.

Ложка, скорее всего, посеребренная, потому что стоила меньше 30 рублей. Хотя все верно. Вернуть в магазин вещь из драгметалла можно лишь тогда, когда в ней присутствует заводской брак. Дело в том, что для такой категории товаров характерна высокая наценка к себестоимости. Сегодня золотое кольцо выставлено по одной цене, завтра по другой, послезавтра на него объявлена акция и так далее. Как в итоге рассчитываться за возвращаемый товар? К тому же не исключена вероятность подделки. Вы купили золото, а назад приносите начищенную медь. Если кольцо еще и с бриллиантами, то магазину нужен в штате геммолог, который проверит камни на подлинность. На мой взгляд, именно поэтому доброкачественные изделия из драгметаллов вошли в перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату.

Покупательница останется с ложкой?

Мы пока ни словом не упомянули о документе, на положениях которого строится вся работа общественных защитников. Это Закон «О защите прав потребителей». В числе прочих пунктов он обязывает продавца своевременно предоставлять покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре.

Обещал – выполняй

Ну и что? Лежит на витрине ложка, продавец все про нее рассказал, может, даже дал подержать, обещал через неделю завезти и вторую.

Стоп. Вы согласны, что обещание продать и вторую ложку являлось непременным условием совершения сделки?

Разумеется. Женщине необходима была пара.

Вот видите: информация о предмете торга оказалась недостоверной. Ведь вторую ложку магазин ей не продал. Уже на этом основании договор купли-продажи можно расторгать.

Замечательно! Сейчас посетители ювелирных салонов начнут возвращать украшения на том основании, что не получили полноценную информацию о товаре. Бесплатный пункт проката…

Не надо ерничать. Не все так просто. Подобные случаи, видимо, возникали, поэтому существует постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24.06.2010 № 4 (в редакции от 23.12.2021) «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей». Не буду пересказывать текст документа. Если в двух словах, то судам разъяснено: бремя доказывания неполучения надлежащей информации возложено на потребителя. То есть вы должны предоставить веские аргументы в пользу того, что продавец был глух и нем, предлагая товар.

Как это сделать?

Зависит от ситуации. Например, если вы купили на рынке бытовой электроприбор, а инструкция только на китайском, то продавец должен молиться, чтобы техника не сгорела раньше срока. Потому что налицо непредоставление информации. Сопроводительная документация должна излагаться на государственных языках Республики Беларусь. Но, опять же, мы говорим о случаях, когда приобретенный товар оказался бракованным. Если коснуться темы доброкачественных ювелирных изделий, то я не знаю, что посоветовать. Случай с ложкой несколько иного рода.

Хеппи-энд

Действительно, мы совсем забыли про ложку. Что с ней?

Возвращена в магазин. Когда покупательница спрашивала, доводить ли ей дело до суда, мы предложили взвесить все риски. Столовый прибор стоил менее 30 рублей, услуги общественных защитников не бесплатны. Выиграет ли женщина дело? Не факт. Однако доподлинно известно: в случае проигрыша в обязательном порядке уплатит госпошлину. Проще еще раз зайти в магазин и зачитать продавцам статью 7 Закона «О защите прав потребителей», посвященную информации о товарах. Наш совет оказался действенным. Покупательница звонила, благодарила за помощь, поскольку деньги за ложку ей вернули.

Источник: Минск-Новости
Фото: из открытых источников (иллюстративное)