Заметят или нет? Можно ли пройти техосмотр с вырезанным сажевым фильтром

06.09.2022 13:50
Транспорт

Станислав занимается грузоперевозками и недавно заметил, что его Volkswagen плохо тянет на разгоне. В автосервисе причину нашли быстро – сажевый фильтр не просто забился, а частично разрушились соты. Деталь удалили, двигатель перепрошили, но пройдет ли такая машина техосмотр?

Фото: Автобизнес

"Знакомый сказал: дурак, что удалил"

Читатель говорит, что ему дали возможность заменить сажевый фильтр. Однако новая запчасть сразу отпала, как только Станислав услышал цену с тремя нолями в евро! "Меня предупредили, что это кот в мешке, гарантии никто не даст", – вспоминает собеседник.

В итоге сажевый фильтр удалили, двигатель перепрошили. "От этого только выиграешь по деньгам, да и сама машина активнее поедет", – уверяли специалисты. При этом на СТО сказали, что автомобили с удаленными "сажевиками" техосмотр проходят без проблем, так как экологический класс остается в допустимых нашим техрегламентом пределах.

"Машина действительно "оживилась", тяга заметно выросла. Поделился этой информацией со знакомым, который ответил мне одним словом – "дурак". По его мнению, удаление сажевого фильтра может привести к выходу двигателя из строя, даже статью в интернете об этом нашел и показал. Одним из посылов являлась информация о том, что техосмотр с такими изменениями, как в моей машине, не пройти. Как же так, ведь в автосервисе меня уверяли в обратном?" – спрашивает читатель.

Загадка в "банке"

Начнем с ПДД. В новой редакции, которая вступает в силу уже в октябре, запрещается участие в дорожном движении транспорта, конструкция и техническое состояние которого не отвечают требованиям технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза.

При удалении сажевого фильтра конструкция автомобиля, ясное дело, меняется, ведь завод-изготовитель такой конструкции не предусматривает. Теперь перейдем к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011). Этим документом предусмотрено, что эксплуатация транспортного средства с отсутствием элементов системы снижения выбросов не допускается, системы питания и выпуска должны быть комплектными. Сажевый фильтр как раз такой элемент, его отсутствие, если он предусмотрен конструкцией машины, есть прямое нарушение регламента, а значит, и ПДД.

Фото: Автобизнес
Сажа, извлеченная из сажевого фильтра при его очистке на специальном стенде

На техосмотре проверяют токсичность отработавших газов. По этому параметру автомобиль с вырезанным "сажевиком" действительно может вписаться в экологические нормативы. Но специалист проверяет и техническое состояние системы выпуска отработавших газов – тут автовладельца может ждать проблема.

Согласно ТКП 309-2011 (документ, которым регулируется процедура техосмотра. – Прим. Автобизнеса) техосмотр не пройдет машина “при отсутствии предусмотренных конструкцией транспортного средства элементов системы выпуска отработавших газов”. Вырезанный "сажевик" как раз из этой истории.

Вы можете возразить: как специалист диагностической станции увидит, что сажевый фильтр удален, ведь визуально "банка" на месте, просто внутри "сажевика" нет? Продолжаем увлекательное путешествие по документам.

ТКП 309-2011 говорит о том, что процедура контроля технического состояния системы выпуска отработавших газов должна соответствовать СТБ 1641. В этом документе мы опять читаем о том, что система выпуска отработавших газов должна быть укомплектована в соответствии с требованиями изготовителя. А проверяется все это органолептически и визуально на неподвижном транспортном средстве при работающем двигателе. Если специалист приложит руку к "банке" и почувствует что-то не то, заметит подозрительные сварные швы или запах выхлопа его насторожит, то с линии диагностики “попросят” для устранения недостатков.

Поэтому с удалением сажевого фильтра испытывать судьбу не стоит. Лучше правильно его обслуживать и периодически чистить. Такие услуги теперь не в новинку.

Фото: источника