«$1 000 легко можно сделать». Водитель такси о заработке, неадекватных клиентах и пьяных за рулём
Артём (имя героя изменено по его просьбе) работает в такси уже год, а до этого пытался построить карьеру в крупной страховой компании. На хлеб с маслом хватает, но и неадекватных пассажиров тоже полно.
«$1 000 выходит спокойно»
— Я пошёл в сферу такси, как и многие, из-за денег. На старой работе мало платили, а хотелось чего-то большего. Почему именно «Яндекс»? Все сейчас только им и пользуются. К тому же мой сменщик перепробовал каждую службу такси в Минске: 135, Uber (до объединения с «Яндексом»), «Командир» и т. д. Здесь нам отдают (если ездить на машине автопарка) 40% от выручки. В то время как в других службах — 20—30%.
— Есть такой старый анекдот, мол, все таксисты — на самом деле успешные бизнесмены, а в сфере перевозки подрабатывают в свободное время…
— Таких в «Яндексе» точно нет. Хотя бывшие бизнесмены, которые по каким-то причинам потеряли доход, думаю, найдутся. Но поверьте: в такси они не ради удовольствия. Хватает и тех, кто сам купил машину премиум-класса и возит пассажиров по тарифу «Бизнес». Делают они по 20 заказов за смену. Спрос есть — а говорят, что белорусы плохо живут!
— Вы возите по тарифам «Эконом» и «Комфорт». Сколько в месяц получаете?
— Я вам даже показать могу: 1 650 рублей за декабрь. Это «чистыми», т. е. «Яндекс» и автопарк свой процент уже взяли, все налоги за меня заплатили. На 5 346 рублей всего я накатал. И это далеко не предел. А сюда ещё нужно прибавить чаевые: 200—250 рублей в месяц как минимум.
К тому же, если ты выполняешь 40 заказов в день, «Яндекс» даёт тебе определённый бонус. Как это работает? Допустим, ты откатал эти самые 40 заказов. Но 120 рублей всё равно не получил. Агрегатор тебе их докидывает. Если ты пять-шесть дней в неделю столько выполняешь — $1 000 выходит спокойно.
Про Новый год ничего не могу сказать: я в праздники не работал. Хотя мой сменщик таксовал год назад с семи утра 31 декабря ровно сутки. Со всеми чаевыми вышло $400.
— Кстати, о чаевых. Кто их чаще всего оставляет?
— Никогда не угадаешь! Человек может ехать и конфликтовать с тобой, а потом даст 50 рублей на чай. А бывает, пассажир всю дорогу мило беседует, а по итогу — 10 копеек.
«Закрой свой рот и веди машину, извозчик»
— Вы к какой категории водителей себя относите: к тем, кто готов психологом полчаса побыть, или к тем, кто в дороге предпочитает молчать?
— Скорее к первым. Как начать разговор? Достаточно какой-нибудь мелочи. Например, сказать: «Ой, как поздно вы возвращаетесь с работы домой!» И всё — человека понесло! Он начинает рассказывать, как часто приходится задерживаться в офисе, почему его начальник — скряга, какое его любимое какао и где он планирует отдохнуть.
— Самый конфликтный пассажир за всё время, что вы работаете в «Яндексе»?
— Это была женщина, которая закурила на заднем сиденье. Я открыл окно и попросил выбросить окурок. На что мне с матами было сказано: «Закрой свой рот и веди машину, извозчик». Кстати, это было на «Экономе», поездка стоила 6 рублей. Я её тут же высадил на проспекте. Но она даже плохой отзыв не оставила, хотя я был к этому готов. Мы несём ответственность за машину: если вдруг кто-то прожжёт кресло — спросят с меня. Поэтому курить в салоне никогда не разрешаю.
Но это ещё ничего! У моего сменщика была история похуже. Подвозил компанию: двух девушек и столько же парней. Ехали они из клуба. Вдруг одна из девочек попросила её высадить около дома. Так парень наклонился и со всей дури ударил её в нос! Её подруга тут же начала голосить. И спустя пару секунд тоже оказалась со сломанным носом. Сменщику повезло: он увидел экипаж ГАИ и остановился. Правоохранители сразу поняли, что происходит неладное, и подошли. В итоге в отделение забрали всех. Напарника моего, конечно, скоро отпустили. Но шесть часов он потерял. Что было дальше с компанией — не знает.
Ещё одна треш-история произошла с моим коллегой по автопарку буквально на днях. Подвозил наркомана. Тот пытался сбежать, не расплатившись. Когда всё-таки вышел из машины, начал бегать вокруг неё и под конец разбил боковое стекло. Пришлось вызывать милицию. Пьяных, которых тошнит в салоне, тоже хватает. Многие умудряются под себя сходить прямо на сиденья. Дают ли денег на химчистку? По-разному: от человека зависит. Некоторые могут извиниться и 200 рублей в руку всунуть, лишь бы мы забыли об этой истории. Есть и те, кто говорит: «Сам почистишь!»
— Ещё одна больная тема всех таксистов — пассажиры с детьми, игнорирующие детский тариф и вызывающие «Эконом», поскольку чаще всего он дешевле. Как относитесь к таким родителям?
— «Яжмамки» — это отдельная категория. Большинство водителей детей возить не любят, поэтому и кресел специальных почти ни у кого нет. Был случай: ребёнок с ногами залез на сиденье. Я сделал замечание. Мама в ответ: «Я своему ребёнку всё позволяю! Уберёте». Пришлось отменить заказ, сообщить, что я никуда не поеду.
— Хотя чаще всего я в положение вхожу и беру пассажиров с детьми, даже если они вызвали обычный «Эконом». Просто когда ты приезжаешь и видишь, что люди полчаса на морозе прождали авто по детскому тарифу, а оно не приехало, то отказать просто не можешь. Хотя есть дни, когда ГАИ проводит рейды. Тогда пассажирам сразу объясняю: возьму, только если штраф за отсутствие детского кресла сами заплатят.
— А что насчёт животных? У нас всего пара служб, поэтому бывает очень сложно отвезти питомца, например, к ветеринару.
— Если человек в комментариях к заказу отметил, что едет с животным и оно помещается на руках, то, конечно, не отказываю.
Ещё один случай из практики. Жду пассажира минут пять. И тут девушка стучит в окошко: «С овчаркой возьмёте? Я на коленках её буду держать!» А рядом с ней — «немец» громадный! Большая собака в салоне — это значит, ты два часа потратишь на то, чтобы его почистить. А если животное ещё и мокрое после снега или дождя — то все пять. Котов беру на борт только в переносках. Это странные существа: по всему салону скачут!
«„Яндекс“ превратился в общественный транспорт»
— Какие ещё просьбы от пассажиров поступают?
— Я нередко таксую ночью, поэтому постоянно вожу нетрезвых людей. Чаще всего они просят по Bluetooth свою музыку включить. Но я этого не делаю: вкусы у всех разные, ехать, отсчитывая минуты до конца путешествия, не хочется. Однако стараюсь не конфликтовать: кто знает, что у человека в кармане лежит.
А вот включить печку, подогрев сидений или кондиционер — это всегда пожалуйста. Я сам предлагаю. Хотя у меня был знакомый, который начитался где-то, что в «Экономе» водитель кондиционер включать не обязан. И он не забывал напоминать об этом каждому пассажиру.
— Допустим, вы уже приехали в точку отправления, а человек просит его подождать 10—15 минут, пока он в магазине. Выполните просьбу или отмените заказ?
— Всё по ситуации! Горят коэффициенты — отменю и сразу приму другой. А если дело происходит ночью, когда желающих не так много, могу и подождать, мне не сложно.
— В конце поездки каждый пассажир ставит оценку. Влияет ли этот рейтинг на ваш заработок?
— Влияет только на распределение заказов. Чем выше рейтинг — тем скорее тебе прилетит клиент. Также, если твоя оценка ниже 4.9, ты больше не можешь возить по тарифу «Комфорт».
— А если пассажир жалобу написал в службу поддержки?
— На ковёр начальство, конечно же, не вызовет. Да и ничего не случится, максимум предупреждение пришлют. Даже если вам деньги вернут за поездку, то их из заработка водителя не вычтут.
Конечно, другое дело, когда что-то действительно серьёзное случилось: тогда таксиста и заблокировать могут. Но я с подобным не сталкивался.
— Рейтинг есть и у пассажиров. Какой в нём смысл?
— Никакого! Мы его не видим, как и ваше имя в приложении.
— А адрес, куда нужно человека отвезти?
— Есть система привилегий: бронза, серебро, золото и платина. Твой уровень зависит от количества заказов, которые ты выполнил в прошлом месяце. При золоте и платине ты видишь точку Б. Если у тебя бронза или серебро, то конечный пункт будет показан только в случае, когда поездка занимает более 20 минут.
— Вы можете отказаться от рейса, если ехать далеко?
— Да, конечно. Например, наш автопарк в аэропорт не возит: обратно придётся возвращаться пустым.
— Я часто вызываю такси из пригорода в центр. Водители нередко сами отменяют поездку. Почему? Ведь цена и до 26 рублей доходить может.
— Если вы вызываете машину в пригород, то у вас сразу снимается рубль за платную подачу. Но что такое рубль, если ехать до вас 10 минут? Выгоднее за это время несколько заказов в городе выполнить. К тому же можно приехать в пригород, а человек в последнюю минуту всё отменит. А на обратный путь вряд ли пассажира найдёшь. Вообще, зависит от коэффициента. Например, перед Новым годом он сильно вырос. 18—35 рублей «грязными» можно было заработать за трёхминутную дорогу! Конечно, это выгоднее, чем за те же деньги ехать в условную Ратомку или Ждановичи.
Очень хочу, чтобы это в интервью попало: многие пассажиры реально зажрались! Привыкли, что поездки по 3 рубля стоят, и начинают мозг выносить, если приложение 8 рублей запросило. «Яндекс» превратил такси в общественный транспорт! Да, компания даёт возможность заработать. Но сколько же нужно пахать: минимум 12 часов в сутки!
«Есть лайфхак, как работать больше 16 часов в день»
— Таксисты очень часто становятся участниками аварий. Одна из самых распространённых причин следующая: водители не придерживаются нормы в 12 часов, а ездят, пока за рулём не засыпают. Сколько вы в сутки трудитесь?
— «Яндекс» блокирует тебя через 16 часов работы. Но есть один лайфхак: откатываешь 14—15, выключаешь приложение на 2 часа — и оно считает, что ты отдохнул. Мой рекорд — 20 часов подряд. Но обычно езжу по 12.
— А есть время простоя, когда заказов нет вообще?
— В «Яндексе» нет, особенно зимой. Максимум полчаса ночью.
— «Бомбилы», которые стоят на вокзалах в надежде взять пассажира от борта за бешеные деньги, — подобное у нас ещё встречается?
— Да. И бывает очень смешно, когда мимо такого таксиста проезжаешь уже с пятым-шестым заказом, а он всё так же стоит курит, надеясь содрать 50 рублей с клиента и поехать домой. Но никаких войн у нас нет, колёса тоже никто не прокалывает.
— А сами когда-нибудь «бомбили»?
— Когда только права получил: 10 лет назад. Но тогда никаких приложений и не существовало. Сейчас пассажиров от борта не беру. А зачем? Заказов предостаточно.
— Ещё одна распространённая ситуация. Вызываешь «Яндекс» за наличные — приезжает водитель и просит отменить заказ, чтобы всю сумму положить себе в карман. Делаете так?
— Это люди, которые работают на своих машинах или на арендованных. И они, понятное дело, не хотят делиться деньгами ни с кем. Ведь в тухлый день можно только на аренду и заработать.
Но это всё отслеживается: «Яндекс» запросто может тебя заблокировать. К тому же будут вопросы со стороны парка. Повторюсь: заказов хватает. Зачем рисковать?
«Новый закон — попытка содрать деньги»
— Кстати, а на какой машине выгоднее работать: на своей или автопарка, который заключил договор с «Яндексом»?
— Если ты работаешь на своей машине, то «Яндексу» отдаёшь 23%, автопарку — 10%. Чувствуешь себя более свободным: можешь отменять заказы, тебя не пугает риск блокировки.
Однако всем без исключения водителям нужно проходить фотоконтроль раз в десять дней. Ты просто снимаешь авто со всех сторон, не забывая про багажник и салон.
— На какой машине больше всего нравится работать?
— Я ценю собственный комфорт, поэтому для меня в топе Kia Rio. Она мягкая, и в ней очень удобные сиденья! Я вот сейчас 12 часов за рулём отпахал, и у меня даже спина не болит. Наш автопарк полностью состоит из Kia. Популярных в «Яндексе» «Логанов» у нас нет: они не соответствуют «Комфорту». Катался пару раз на VW Polo, но мне лифтбек не нравится: очень жёсткая подвеска.
— А как к Geely относитесь? Они тоже всё чаще попадаются в «Яндексе».
— Я на этой китайской модели ни разу не ездил. Хотя они нормам тарифа «Комфорт+» отвечают. В последнее время вижу много электрокаров в Минске. Конечно, они все тянут на «Комфорт+» — и это выгоднее. Затраты на топливо сокращаются в разы. Но недостаток — время, которое тебе приходится тратить на зарядку.
— В июле 2021-го на общественное обсуждение был вынесен Указ Президента «О вопросах автомобильных перевозок пассажиров». Он предполагает введение регистрационных карт для авто и карт допуска для водителей. Кроме того, всем диспетчерам придётся предоставлять в налоговую данные о выполненных перевозках. Многие считают, что «Яндекс» может вообще уйти с рынка! А вы как относитесь к нововведениям?
— «Яндекс» — это солидная компания, и сидят там далеко не глупые люди. Я уверен: они и в этом законе найдут лазейку. Тех, кто работает на машине автопарка, регистрационные карты никак не коснутся. Карты допуска водителей? Ну дадут тебе ещё одну «корочку». И что? Никто даже не спрашивает, какой у тебя реальный стаж. Как ты ездишь, соблюдаешь ли правила — всем плевать. Я знаю случаи, когда автопарки за руль сами бесправников пускали: просто создавали «левый» аккаунт.
Пьяных таксистов в городе тоже видел, причём не единожды! Даже как-то с таким в качестве пассажира пришлось ехать. Но когда он два раза не остановился на красном и ещё машину подрезал — я вызвал ГАИ. Поэтому вместо очередной попытки содрать деньги лучше бы ввели дополнительные экзамены при устройстве на работу. Поверьте: статистика ДТП сразу улучшится.