30 лет спустя. Какие машины продавались в 1993 году и сколько они стоят сегодня
Газета Автобизнес увидела свет в 1993 году, когда на белорусский рынок хлынул поток иномарок преимущественно из Германии. Мы нашли первые номера газеты, состоявшие исключительно из рекламы и объявлений, посмотрели, какие автомобили и почем тогда продавали, а также сравнили цены 30-летней давности с актуальными сегодня ценниками на те же модели, пишет сайт abw.by.
"Немцы" молодые и старые
Среди иномарок основу предложения в 1993 году составляли преимущественно немецкие машины, выпущенные в самом конце 1970-х – первой половине 1980-х годов. Но автомобили некоторых популярных моделей были заметно моложе. Тот же Ford Scorpio раньше 1985 года просто не выпускали. В силу относительной свежести в 1993-м это была недешевая машина – продавали их за 7500-8500$, хотя встречались и чуть более доступные предложения.
Сегодня самый дорогой из представленных в продаже "Скорпов" стоит 3333$, и это очень высокая цена, поскольку вторая по дороговизне машина предлагается уже за 1850. Ну а средний прайс на эти автомобили сейчас составляет 800-1000$. Интересно, что на момент написания этого текста продавалось всего три универсала, хотя в 1990-х казалось, что их на дорогах довольно много.
Куда более доступной являлась Sierra. Разбежка цен на эту модель тогда была большой: за одни экземпляры просили 2700-3000$, за другие – 4000-4500. Сегодня "Сиерр" продается вдвое больше, чем Scorpio. Средний ценник – в районе тысячи долларов, а за самую дорогую просят аж 6500$, но эта машина серьезно тюнингована и далека от оригинального вида. Второе по дороговизне предложение – 2800, третье – 2350$.
Немало было представлено и Granada. Цены на них составляли 1200-3000$. Сегодня же нам удалось отыскать четыре объявления о продаже аналогичных машин, причем одну из них продают на запчасти. Остальные стоят 1075, 1850 и 2020.
Ну а у кого водились деньги, тот мог приобрести Mondeo, который как раз начали выпускать в 1993-м. За машину с пробегом 5 тысяч км просили в конце года баснословные по тем временам 18.000$. В феврале 2023-го самый дорогой автомобиль первого поколения этой модели продается за 2450.
Кстати, обратите внимание на оформление объявлений в газете 30 лет назад. В некоторых из них даже нет информации о двигателе. Многие продавцы ограничивались маркой-моделью, годом выпуска, ценой и номером телефона.
Но вернемся к тем, у кого водились деньги. За 11.000$ они могли купить себе Audi 100, выпущенную в 1990 году. А за 16.000 предлагалась машина 1992 г.в. Без сомнения, "сигара", вышедшая на рынок в том же 1982-м, что и Sierra, выглядела на ее фоне куда круче.
Более возрастные "сотки" поколения C3 выпуска 1983-1984 годов можно было приобрести за 4000-6000$, причем из объявлений вообще непонятно, из чего складывалась эта разница в цене, ведь дешевый экземпляр мог иметь вдвое меньший заявленный пробег, чем дорогой.
Сегодня Audi 100 C3 в продаже более полутора сотен, 2/3 из них составляют дорестайлинговые машины. За самые дорогие экземпляры просят 3000$, наиболее доступные на ходу стоят 500. Средние цены – 1000-1500$. С рестайлинговыми машинами похожая картина: самая дорогая предлагается за 3000, средняя цена – 1500, минимум – 650$.
Значительно более доступными 30 лет назад были "сотки" поколения С2, выпущенные в конце 1970-х – самом начале 1980-х. Их стоимость стартовала примерно с 1000, а в среднем эти машины предлагались за 1500$, хотя ценник некоторых машин переваливал 2000 и даже приближался к трем.
Сегодня в продаже представлена одна-единственная Audi 100 C2, просят за нее 5500$.
Помимо "сотки" немало продавалось и Audi 80. Автомобили поколения B2 можно было купить как за 1500-2000$, так и за 3000-4000. Машины поколения B3 – "бочки" – стоили 8000-10.000, попалось даже одно объявление о продаже дизельной B4 1992 года выпуска за 15.000$.
Сегодня самую дорогую рестайлинговую 80 B2 GTE продают за 7000$. Указано, что машина полностью восстановлена. Средняя же цена "восьмидесяток" второго поколения – 1000-1500. Автомобилей поколения В3 в продаже больше сотни, максимальный ценник – 3000$, средняя же цена – 1500.
Естественно, 30 лет назад было достаточно предложений BMW. Свежий 325 TDS продавали за целых 24.500$. Судя по индексу, это уже машина в кузове Е36. Е30 первых годов выпуска можно было приобрести за 3500-4500, а за довольно молодой на тот момент экземпляр 1989 года просили 10.000.
Средняя цена Е30 сегодня – 1700-2000$, хотя есть в продаже и машины дороже 10.000. А кабриолет 1992 г.в. и вовсе продают в Мозыре за 22.000$. Большинство продаваемых Е36 моложе 1993 года. И все же: средний ценник на них около 2500, а стоимость самых дорогих экземпляров приближается к 10.000$, причем эти деньги просят за машины, подготовленные для трека или дрифта.
"Пятерок" 30 лет назад в продаже было заметно меньше, чем "троек". За Е34, выпущенный в 1992 году, продавец хотел выручить 18.000$, а за авто 1989 года просили 27.500 немецких марок – навскидку это около 17.000$. Машины поколения Е28 продавали за 3000-4500.
Сегодня Е28 в продаже меньше десяти штук. За самый дешевый вариант, которому требуется много всего, просят 900$, самые дорогие машины стоят 5000-5500. Зато Е34 продается больше сотни. Средняя цена – 2200-2400, за наиболее дорогую машину просят 15.500$, но в ней "родного" от Е34 осталось мало.
Самыми загадочными в 1993 году были объявления о продаже Mercedes-Benz. Ведь названием модели тогда считалось то, что было указано на крышке багажника. Вот, например: "Мерседес-200D" – угадайте, что это. Впрочем, хотя бы по 1976 году выпуска несложно понять – это W123. И стоил он тогда 1800$. Желтый, наверняка в прошлом немецкое такси. Варианты чуть свежее и с более объемными двигателями стоили около 3000.
Сегодня в продаже около двух десятков 123-х, и, что интересно, среди них нет ни одного универсала. Видимо, они не выдержали перевозок картошки и "полкабана" из деревень да баулов на рынки. Самая дорогая машина с кузовом купе стоит 15.900, максимальная цена седана – 9500, средний прайс – 1500-2000$.
Volkswagen в 1993 году продавалось не очень много. В некоторых газетных выпусках можно было не встретить ни одного объявления, в котором фигурировала бы эта марка. Golf и Jetta первого поколения стоили 800-1200, Golf II, выпущенный в 1985 году, в одном из номеров продавался за 4000$.
Но уже тогда люди привозили Golf III. Новую машину 1993 г.в. 30 лет назад продавали за 13.000. В то же время за свежий Passat B3 с пробегом 5 тыс. км просили 14.000$. 11-летний B2 можно было приобрести за 2400$, а пятнадцатилетки продавали по 1100-1500.
"Гольфов" первого поколения сегодня в продаже шесть штук. Стоят они от 500 до 4000. Значительно больше Golf MK2 – 85 штук. В среднем за них просят около 1000$, хотя ценник отдельных машин приближается к 3000. А один экземпляр продают и вовсе за 6500$.
Passat B2 в данный момент продается менее двадцати. Средняя цена – 1000, за самую дорогую машину просят 1700$. Зато дорестайлинговых В3 в объявлениях почти 190 штук. Самые "уставшие" экземпляры продают за 600-800, самые дорогие выставлены за 3500-4500$, средний же прайс – 1500.
Закончим на Opel. Машин этой марки в 1993 году в объявлениях встречалось много. Ascona продавали как за 1100$, так и за 2500. Примерно столько же стоил и Rekord. За Senator просили 4000$. Трехлетнюю Omega, которая тогда выглядела космолетом, продавали за 9000, а двухлетку – за 11.000$. При этом Kadett E 1988 года стоил 6500, тогда как Kadett D 1982 г.в., у которого не включается первая передача, можно было приобрести за 1500$.
Меняю квартиру на…
Автомобили в начале 1990-х были столь желанными, что отдельные люди готовы были менять на них недвижимость. Например, дом площадью 65 кв.м в Гатово кто-то на полном серьезе менял на ВАЗ или Skoda плюс доплату.
На легковой дизельный автомобиль готовы были обменять и однокомнатную квартиру в Молодечно. А ведь "однушка" в Молодечно в отличие от машины, на которую ее меняли, до сих пор не сгнила и свои 20.000-25.000$ стоит.
Довольно часто в 1990-х меняли на автомобили и дома в деревнях. Во всяком случае такие обмены хотели совершить хозяева этих домов, даже скорее их наследники. И объявления об этом можно было встретить не только в Автобизнесе, но и во многих районных газетах. Как относились к таким предложениям продавцы машин – история умалчивает.
Наш вердикт
Помимо "немцев" и продукции советского автопрома среди объявлений встречались и авто других марок – французских, японских, итальянских и не только. Если вам интересно посмотреть на их цены в 1993 году, пишите в комментариях – сделаем продолжение.