«А вы что, сами не видите?» Пластический хирург – о комплексах пациентов и популярных операциях мужчин
Пользуется ли пластическая хирургия популярностью в Беларуси и тяжело ли девушке быть врачом в данном направлении, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».
Путь к мечте
После Гомельского государственного медицинского университета Ульяна Шитикова работала оториноларингологом, параллельно занимаясь косметологией.
— Поскольку изначально я получила хирургическую специальность, решила пойти в этом направлении дальше — попробовать себя в пластической хирургии. Сначала сдала вступительные экзамены, по результатам которых комиссия отобрала лишь четырех человек, среди которых была и я. Обучение на очной ординатуре в Минской областной клинической больнице заняло 2 года. В основном занимались заболеваниями кистей, реплантациями. Много внимания уделяли операциям по реконструкции молочных желез после онкологии, закрытию дефектов.
Ульяна старалась брать побольше дежурств: в ночные смены часто случались экстренные операции. Поэтому много знаний девушке удалось почерпнуть прямо возле хирургического стола. На втором году обучения заведующий отделением пластической и эстетической хирургии 4-й городской клинической больницы им. Н. Е. Савченко Сергей Калинин предложил Ульяне работу, на что она с радостью согласилась.
— Это место уникально не только тем, что располагается в государственном учреждении. Большое внимание здесь уделяется именно эстетической части, которая представлена в медучреждении как самостоятельное направление.
О востребованности и отказах
Ежедневно в больнице проводится большое количество операций. Средняя продолжительность хирургического вмешательства — 3–4 часа. Как призналась Ульяна, проводить столько времени в операционной физически непросто, но полученный результат того стоит. Очередь на преображение расписана до начала лета, поэтому прийти на консультацию, а на следующий день уже любоваться изменениями не получится.
— Больничные после пластических операций не выдаются. Человек должен заранее распланировать рабочий график так, чтобы несколько дней он мог оставаться дома. Любому пациенту после пластики необходимо время для реабилитации.
Далеко не все обратившиеся попадают на хирургический стол. Отказывать приходится не только из-за противопоказаний по здоровью, но и по причине неготовности человека к предстоящей операции.
— Девушки часто начинают рассказ с личной истории. Они приходят с убеждением, что как только они изменятся внешне, все в жизни наладится. Если у пациентки нет реальных показаний к операции, я ей откажу.
Встречаются и те, для кого операции стали обыденностью, нездоровой привычкой. В таких случаях без психотерапевта не обойтись.
Юные пациенты
— В некоторых странах вполне нормально, когда мама дарит дочке на 16-летие операцию, условно, по увеличению груди. У нас же в стране такое не практикуется. Обращаются в наше отделение, как правило, с детьми до 15 лет для исправления дефекта ушных раковин. Отопластику рекомендуется делать в юном возрасте потому, что реабилитация в таком случае пройдет проще и быстрее. Пластическая хирургия — это не только эстетика и красота, это еще и помощь людям при объемных травмах, реконструкция дефектов. Сюда же относится и кистевая хирургия.
Интересующие вопросы
Самый частый вопрос, который задают Ульяне, — о ее возрасте. Глядя на молодого врача, некоторые начинают сомневаться в компетентности специалиста, но во время консультации все опасения развеиваются.
— При общении с пациентами мне легко удается найти общий язык. Стараюсь рассказать, что ждет пациента до, во время и после операции. В моей практике однажды была консультация, которая затянулась на два часа. Мы с девушкой обсудили все нюансы, поговорили о том, готова ли она вообще к операции. По итогу приняли решение ничего не менять во внешности пациентки.
А вы что, сами не видите? Такой вопрос — боль любого пластического хирурга. Далеко не всегда проблема реально существует. Чаще всего это комплекс человека, который не столько физически, сколько морально не дает ему покоя.
Реабилитация может занимать несколько месяцев, и чтобы она прошла хорошо, врач всегда должен быть на связи с пациентом.
— После операции первое время пациенты остаются в стационаре. Если жалоб нет, то, конечно, никто насильно человека держать не будет. Были случаи, когда в день хирургического вмешательства человек уже отправлялся домой, но чаще всего даже после небольших операций пациенты остаются на ночь в отделении и уже после осмотра врача и перевязки уезжают. Дальше взаимодействие происходит в мессенджерах и на консультациях. Плановые осмотры обязательны, пропускать их нельзя.
Мужчины тоже хотят быть красивыми
Обращаются к пластическим хирургам не только женщины. В топ популярных операций у мужчин входят риносептопластика (пластическая операция, включающая в себя комплекс по исправлению искривленной носовой перегородки и коррекции формы носа), устранение нависшего века, удаление кожи после сильного похудения, работа с заболеваниями. Избавиться от гинекомастии (одно- или двустороннее увеличение размера грудных желез у лиц мужского пола) возможно только с помощью операции, сама по себе она не пропадет.
— Мужчины — очень хорошие пациенты. Они всегда точно знают, что хотят, стараются выполнять все рекомендации от начала и до конца, но они придирчивы к результату.
Липосакция также пользуется популярностью у мужчин. Делают ее, правда, не всем. Если у человека нестабильный вес, ему откажут в операции.
— В таких случаях лишь качественное питание и физическая нагрузка способны привести к желаемому результату. Даже если мы поможем человеку избавиться от лишних килограммов, он снова их наберет, а это большой стресс для организма.
Стареть надо красиво
Пластическая хирургия вышла на тот уровень, когда возрастные изменения можно нивелировать. Существуют комплексы по омоложению лица, подтяжки, блефаропластика (подтяжка век). Но важно помнить: любая операция — это рубец, пусть и маленький.
— Некоторым женщинам приходилось отказывать из-за перманентного макияжа. Сейчас много хороших мастеров, да и материалы стали качественнее, но те, кто попал в первую волну, — это реально беда. Когда смотришь на некоторые старые перманенты, сразу понимаешь, что если сделать минимальную подтяжку, все станет еще хуже. На консультации многие специалисты рекомендуют сначала вывести пигмент, а уже после выполнять оперативные вмешательства.
С татуировками ситуация обстоит проще. В большинстве случаев они не меняют своего вида. Иногда врачам приходится делать разрез на месте тату, так как иначе выполнить операцию невозможно, но пациента об этом предупреждают заранее.
— Есть женщины, тело которых изменилось до неузнаваемости после нескольких беременностей и кормления грудью. Помочь в такой ситуации может только пластическая хирургия.
Таким пациенткам зачастую меньше 35 лет. Им порой приходится выполнять не одну, а несколько операций, чтобы тело вернулось в форму, которая была до беременности.
Пластическая хирургия — это не про мимолетное желание человека изменить себя. Важно понимать, что это в первую очередь хирургическое вмешательство, требующее серьезного подхода.