Арарат и воздушные шары. Как житель Брестчины отправился в экстремальное путешествие
Полтора месяца назад житель Белоозерска Сергей Калинкевич вдруг решил, что ему надо срочно на Арарат, и отправился в экстремальное путешествие в одиночку.
Сергей бодр и весел, с виду и не скажешь, что сравнительно недавно он побывал в странных и труднодоступных местах. И с удовольствием рассказал о путешествии:
– Сначала я добрался до Киева. Билеты на самолеты Киев – Анкара и Анкара – Ван забронировал из дому. В моей группе оказались парень из Германии, русскоязычный казах, украинцы. Проводники местные, знают только английский, и то с трудом. Так что на востоке и знание английского не особо помогает. Приходилось общаться на пальцах. Пожалел, что сразу не купил турецкую сим-карту, с интернетом было бы проще.
Нас забросили на бусах на высоту 2 200 метров над уровнем моря. Стартовали ближе к обеду. Вещи сразу в баулы, которые навьючили на лошади, и они караваном шли за нами. Поднялись в базовый лагерь на 3 200 м. Приютов нет, местность диковатая – туризм там только начинает развиваться. Переночевали в палатках. Все снаряжение выдавали организаторы, я из дому взял лишь свой спальный мешок. Они же готовили питание. Ночью и станцию включали, свет был при необходимости, телефоны подзаряжали. Нормальные, в целом, условия. На следующий день проходили акклиматизацию: поднялись на 4 200 м и спустились ночевать в базовый лагерь.
– Горная болезнь тебя не косила?
– Как бы нет. Я уже бывал и знаю, что делать. На третий день мы поднялись на 4 200 м, там перекусили, передохнули и поднялись выше еще примерно на 200 м – посмотреть тропу, по которой нам предстояло идти. Там такие скалы и крутые склоны! Днем по ним непросто идти, а как же ночью?! И спускаться труднее, чем подниматься. Третью ночь ночевали на 4 200 м. Пока мы шли, организаторы внизу свернулись, на лошадях поднялись и разбили для нас лагерь. Спать было не холодно. До минуса не доходило, потому что на самой вершине по ощущениям было примерно -5 – -10°С.
На штурм вершины стартовали в 2 часа ночи. Вышли на снег, надели кошки. Был такой ветер, что мне пришлось снять куртку и одеть под нее ветровку. Почувствовал себя лучше. Как сказали проводники, это еще не самый сильный ветер. У нас из 12 человек четыре не смогли дойти до вершины. Мы же достигли цели около 7 часов утра. Никакого памятного знака там нет. Просто забита арматура и к ней привязана пара ленточек.
– То есть вы прошли от 4 200 м до 5 165 м, сделав набор высоты почти километр?
– Да. И нам повезло, облаков не было, все отлично видно вокруг и очень красиво! Вставало солнце, и вслед за ним двигалась тень от Арарата. Полчаса пробыли на вершине – и на спуск. Заночевали на 3 200 м – последняя наша ночь на Арарате. Были группы, которые сразу уходили вниз и уезжали в отель. На горе много пыли, дождей нет, понятно их желание быстрее помыться и уже нормально отдохнуть.
– А у тебя какой был мотив идти на Арарат?
– После Казбека понравилось, втянулся. Но погода на горе была такая, что думал: никогда больше, надо завязывать с этим. Теперь же планирую на Эльбрус.
– А начинал ты сразу с Казбека?
– Да.
– Крутое такое начало.
– В нашей группе был парень, поднявшийся раньше на Эльбрус. Но Арарат он не осилил. Тяжело и одежды маловато взял. Говорит, не ожидал такого. Арарат ведь пропиарен как легкий маршрут.
– Я и сам так думал. Палки, очки, крем брал?
– Да. Палки обязательно, без них там нереально. Очки у меня третьего класса защиты, покупал в Минске, еще когда на Казбек шел. Крем с УФ защитой 50+. Кто-то брал балаклаву. Многие намазали лицо полностью, а под носом нет. А есть же еще отраженный от поверхности свет. В итоге пожгли себе этот участок кожи. Был с нами один россиянин, за 60 лет, опытный, так у него крем просто толстым слоем лежал на лице. Он много где побывал. Я спросил, зачем ему Арарат. Ответил: «Это место святое!»
– Что с водой?
– Воду упаковками в маленьких бутылочках тоже подвозили лошадьми. Набирали кому сколько надо. Во-вторых, на горе есть родники, вода стекает с горы, ее можно пить.
– Интересно. Нам в Альпах проводники не советовали брать воду на ледниках, там могут быть тела мертвых птиц.
– Еще интересно то, что у турков национальный напиток – чай. Они его заваривают и пьют везде. На Арарате тоже. Из Турции приезжаешь – и такое ощущение, что состоишь из чая.
– Как-то готовился к восхождению?
– За месяц. Ежедневная прогулка утром и вечером, старался в день нахаживать 10 км. Питание скорректировал, алкоголь убрал вообще.
– Араратом ты остался доволен?
– Очень! Как говорится, «лучше гор могут быть только горы».
7
– И на этом твои приключения не закончились?
– Я отправился в Каппадокию покататься на воздушном шаре, эта тема – вообще огонь! Поехал туда уже на автобусе, хотелось немного посмотреть Турцию. У них очень хорошо развито автобусное сообщение, это меня приятно шокировало. Даже конструкция автобуса не четыре сиденья в ряд, как у нас, а три. И по широкому проходу каждые два часа идет человек с тележкой: чай, сок, перекус. На завтрак, обед и ужин 40-минутные остановки у кафе. Автобус остановился – его сразу протирают, отмывают. Восточная часть страны более экзотическая и аутентичная, а западная – европеизированная. Это заметно даже по блюдам и по порциям еды, на востоке они и вкуснее, и больше.
Приехал утром в г. Гереме – туристический центр Каппадокии, заселился в отель. Смотрю в небо – шаров нет. Спрашиваю: в чем дело? Мне отвечают, что из-за погоды. У них там все серьезно, малейший ветерок – и полеты отменяются. Но на следующее утро за мной приехали и отвезли к старту. Ввиду того, что в предыдущий день полетов не было, людей собралось в два раза больше, и шаров, наверно, около сотни. Красота была неописуемая: разноцветные шары плюс космические пейзажи! В корзине 20 туристов, разделена она на четыре отсека, в каждом по пять человек. В центре два инструктора и газовая горелка. Интересно было посмотреть, как управляется шар. В высоту метров на сто поднимались, в воздухе были до полутора часа. А сажали нас сразу на прицеп, чтобы потом не поднимать на него корзину. Там все отработано, и у каждого шара своя команда.
Потом поехал в Анталию немного отдохнуть. Домой вернулся прямым чартерным рейсом в Минск.