Белоруска решила занять 500 рублей в финансовой конторе. Ее чуть не заставили вернуть в пять раз больше
За свои услуги брокеры запросили 200 рублей. При сумме займа в банке 500. Такое возможно? Разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».
Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos
В марте мы писали о пенсионерке из Мозыря, которой срочно понадобились 500 рублей. В момент публикации результаты попытки раздобыть деньги привели пожилую женщину в суд. Сейчас, когда стали известны все подробности этой невероятной истории, есть смысл к ней вернуться.
Распишитесь за услугу
Итак, перехватить у родственников полтысячи рублей не получалось, и женщина обратилась к Интернету. Предложения банков вызывали дрожь. Кредитодатели были либо избирательны, субсидируя исключительно молодые семьи, либо требовали высокий процент. Но кто ищет, тот найдет.
Одна из финансовых контор обещала быстрое получение денег в банке за небольшую мзду и без справки о наличии молодого мужа. Пенсионерка отправилась по указанному в объявлении адресу, там ей наговорили много непонятных слов, предложили расписаться в бумагах и отправили в банк, мол, всё готово, идите за долгожданной суммой. Уже в банке женщина с ужасом убедилась, что теперь должна всем, и в первую очередь конторе, в которой побывала. Потому что оказанная услуга оценена в 200 рублей. Да-да! Вы не ошиблись. Чтобы помочь пенсионерке получить 500 рублей, финансовые брокеры взяли с нее 200. Причем как хитро взяли! Они понимали, что просто так из своих кровных бабушка за услугу не рассчитается. Пенсия-то маленькая. Поэтому свой гонорар включили в сумму кредита. Согласно подписанным документам, женщина брала не 500, а 700 рублей и 200 отдавала брокерам. Какова схема? И ведь бабушкина подпись под документами стоит, никуда от нее не денешься. Кстати, читатель, помните социальную рекламу «Позвоните родителям»? А ведь действительно, позвоните прямо сейчас, поинтересуйтесь, нет ли у них финансовых проблем. Тот факт, что эта история произошла в Мозыре, а не, скажем, в Кричеве, даже в Минске, ни о чем не говорит. Подобное может случиться с любым пожилым человеком вне зависимости от места проживания.
Кабала
Но вернемся к нашей пенсионерке. То, что в банке ее не хватил инфаркт, связано с крепким здоровьем. Выяснилось, кредит она брала, внимание, под 39 % годовых и на семь лет! Возьмите калькулятор, хотя я и без него скажу, что за свои 500 рублей женщина должна в итоге выплатить банку 2 611 рублей, в том числе только за проценты — 1 911.
Понятно, что попадать в кабалу пожилая женщина не стала и договор расторгла, уплатив при этом 1 рубль набежавших даже за короткое время процентов. Если бы история на этом закончилась, о ней можно было и не рассказывать. Но, как учит Чехов, висящее на сцене ружье в конце пьесы должно выстрелить. В нашей драме бабахнуло уже сразу. Не дождавшись из банка 200-рублевого гонорара, брокерская контора попыталась получить с пенсионерки деньги по-хорошему, а потом включила счетчик и подала в суд. Писать об исходе судебных слушаний не поднимается рука, но брокеры дело выиграли.
На щите
В суде интересы пожилой женщины представляла председатель общественного объединения «Онлайн защита потребителя» Анна Шилько.
— Анна Борисовна, как сказали бы древние греки, со слушаний дела вы вернулись на щите.
— Не совсем так. Проигран бой, но не сражение. Изначально брокеры пытались взыскать с мозырянки 900 рублей. В эту сумму вошли пеня, неустойка, штраф, уплата госпошлины. В большей части исковых требований суд отказал, точнее, значительно уменьшил неоправданно высокие штрафные санкции, наложенные на потребителя. Тем не менее 270 рублей у моей подзащитной все-таки отсудили.
— Просветите читателя, как происходит сравнительно честный отъем денег у населения?
— Согласна, во всей этой истории имеется немало интересных подробностей. Начну с того, что финансовое положение не позволяло подзащитной получить кредит в банке. Ее пенсия составляла 470 рублей, из которых 280 уходило на погашение кредитов другим банкам. Чистыми оставались 190 рублей. Брокеры об этом знали и, скажем так, искусственно завысили ее доходы, вписав в договор больший размер пенсии, чем в действительности. Также в документе они упомянули гражданского супруга женщины, присовокупив его доход. В итоге пенсионерка выглядела вполне платежеспособной. От происходившего дальше вообще захватывает дух. Представьте себя на месте финансового брокера. К вам приходит человек, просит посодействовать в получении кредита. По идее, вы должны тут же сесть за компьютер, изучить все предложения банков и только потом назвать клиенту оптимальный вариант. В нашем же случае брокеры сделали лишь одну заявку в один банк! Причем кредит подобран на крайне невыгодных условиях. Почти 40 % годовых — это ни в какие ворота! Еще одна деталь. Подзащитная не скрывала, что у нее имеются другие кредиты, и интересовалась, можно ли их рефинансировать. Один из банков соглашался это сделать, но сотрудник брокерской конторы ответил отрицательно.
Наше дело правое
— Анна Борисовна, и все-таки для суда все эти детали не были убедительными…
— Что называется, «бачылi вочкi, што бралi». Суд посчитал, что со стороны брокерской фирмы договор заключен и исполнен надлежащим образом. К тому же, повторюсь, большую часть ее претензий фирмы отвергли.
— Дело завершено?
— Плох тот юрист, кто сдается без боя. Мы будем подавать апелляцию. Чтобы не вдаваться в подробности, скажу лишь, что в делах о защите прав потребителей суд должен исходить из предположения об отсутствии у человека специальных познаний о свойствах и характеристиках товара, а в нашем случае услуги. Ну не ведала пожилая женщина о всех нюансах предоставления помощи со стороны брокерской конторы. Возраст не тот. В свою очередь, Закон «О защите прав потребителей» обязывает исполнителя услуги своевременно и достоверно информировать о ней клиента. Поэтому мы намерены добиваться тщательной проверки качества оказанной помощи.