Белорусским перевозчикам запретили перемещение грузов по территории ЕС. Как отреагируют наши ведомства?
В пятницу Евросоюз в рамках введения пятого пакета санкций запретил российским и белорусским предприятиям грузоперевозки по территории ЕС (в том числе транзитом). Исключение составляет перемещение ряда продуктов (фармацевтических, медицинских, сельскохозяйственных и пищевых, включая пшеницу), а также запрет не распространяется на транспортировку вещей в гуманитарных целях.
Представители ГТК и Минтранса поделились с журналистами информацией о том, какая в текущих условиях ведётся работа в сфере грузоперевозок.
Для отдельных категорий товаров таможенные операции будут упрощены. Об этом во время пресс-конференции «Меры поддержки экономики в текущих условиях» заявил первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Валиев, передаёт БелТА.
— Наша основная задача — поддержать отечественных экспортёров и импортёров, помочь им сохранить устойчивость в своей работе и уверенно войти на новые перспективные рынки. Касательно экспорта продукции могу отметить, что таможенное администрирование очень необременительно для наших экспортёров, если речь не идёт о той категории товаров, вывоз которых ограничен, — сказал Александр Валиев.
На сегодня через интернет в электронном виде подаются абсолютно все экспортные таможенные декларации, отметил зампредседателя ГТК. 87% из них обрабатывается не более чем за пять минут. 60% экспортных партий товаров обрабатывается в режиме автовыпуска. Сейчас не требуется размещать партии товаров для экспорта в зонах таможенного контроля. Их декларирование осуществляется непосредственно со складов.
Кроме того, планируется сделать шаг навстречу не только экспортёрам, но и грузоперевозчикам.
— Мы готовы не проставлять свои штампы на сопроводительных документах, если того не потребует сам перевозчик. По сути, этот вопрос предусмотрен комплексным планом, — сообщил представитель ведомства.
Этот же план включает тему поддержания финансовой устойчивости не только экспортёров, но и импортёров. В его основу заложена возможность поэтапного погашения задолженности перед бюджетом по таможенным платежам без угрозы для работоспособности предприятий.
По инициативе в том числе Беларуси подготовлены новые проекты по временному обнулению ставок ввозных таможенных пошлин по сотням позиций различных категорий товаров.
— Государствами союза ведётся работа по формированию единого перечня товаров, в отношении которых все таможенные операции будут упрощены, — заключил первый заместитель председателя.
В свою очередь, заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей Дубина рассказал, что Минтранс планирует принять дополнительные разрешения о грузоперевозках с государствами Азии.
— Мы сейчас активно развиваем сотрудничество с восточными странами. Прорабатываются обмены дополнительными разрешениями о грузоперевозках между Азербайджаном, Туркменистаном, Арменией, Монголией, Узбекистаном. Также ведётся работа по соглашению с Китаем о разрешении проезда на континентальную часть КНР, — сообщил заместитель министра.
Он добавил, что активно развивается направление международных перевозок. Их доля в общем объёме грузоперевозок Беларуси составляет 76%.
— Сейчас с учётом определённых санкций мы интенсивно проводим совместные мероприятия с Россией для реализации дорожных карт в рамках Союзного государства. Как итог модернизации законодательства в отдельных видах транспортных услуг будут достигнуты определённые условия либерализации, — отметил Сергей Дубина.