Берестье – столица двух государств
510 лет назад, в 1511 году, наш город, тогда Берестье, на полгода стал фактической столицей двух государств – Великого княжества Литовского (ВКЛ) и Королевства Польского, пишет «Вечерний Брест».
Причиной тому был сейм ВКЛ, проходивший в городе с мая по октябрь, вопросы на нем разбирались при непосредственном участии монарха двух государств Сигизмунда «Старого», а также высших государственных и религиозных чинов. Фактически все решения, касающиеся двух государств, принимались в Берестейском замке. Это легко проследить по документам «Литовской Метрики», в наше время решения сейма подробно рассмотрел брестчанин Анатолий Гладыщук в своем исследовании «Замок Берестейский. Книга II. Литва» (жаль только, что тираж этой книги только 300 экземпляров).
В то время Польша и ВКЛ были объединены только личной унией монарха, хотя существовало прочное взаимодействие во всех сферах деятельности. Сигизмунд, внук основателя Ягеллонской династии Ягайлы (в Польше Владислав), был избран великим князем Литовским 20 октября 1506 года. Польской политической верхушке ничего не оставалось, как избрать его и польским королем, и это случилось 8 декабря того же года. Напомним, что основу ВКЛ составляли земли современной Беларуси, столицами государств были Вильно (Вильнюс) и Краков.
Сигизмунд прибыл в Берестье 13 мая, а выехал из города только 10 октября. К слову, он и ранее бывал в нашем городе, в 1507 и 1508 годах, приезжал и позднее. Сейм же начал свою работу 23 мая, когда собрались все высшие чины двух государств. Рассматривались самые разные вопросы, во многом связанные с имущественными спорами. Выделяются два решения: принятие «Уставы военной» и подтверждение Берестью Магдебургского права.
13 июня была принята «Устава сейма великого берестейского о полномочиях гетмана князя Константина Ивановича Острожского, о наказаниях за преступления лиц, состоящих в войске, о порядке несения сторожи и оценах на продукты питания». В 12 основных статьях регламентировались практически все вопросы, связанные с функционированием армии ВКЛ. Это был один из первых, если не первый, воинский устав, действующий на территории современной Беларуси.
А 20 сентября был принят «Привилей мещанам берестейским на подтверждение Магдебургского права и на другие вольности и доходы местские, также на 3 безмытные ярмарки в году». Город, первым на современной территории Беларуси получивший Магдебургское право в 1390 году, не только сохранил свои права, но и получил возможность увеличить доходы городской казны. Кстати, «Привилей», в отличие от предыдущих грамот, был написан не на латыни, а на «русском» (фактически древнебелорусском) языке.
Одной из главных привилегий было разрешение на проведение не двух, а трех ярмарок в году – доходы от сборов с купцов шли не в великокняжескую, а в городскую казну. Проведение ярмарок было приурочено к католическим праздникам: Трех Королей (6 января), Святого Войцеха (26 апреля) и Святого Балтромея (24 августа). Были узаконены доходы, поступавшие в городскую казну от продажи в городе зерна, мяса, меда, налог пивной и медовый, и на «вино земское теж горелое (прообраз водки. – Авт.)», доходы от «постригальни» и «лазни».
Особый привилей был дан и берестейским евреям, не подпадавшим под юрисдикцию города. Сигизмунд подтвердил им ранее данные права на проживание в Бресте, разрешил им отпускать кирпич и глину на починку синагоги, евреи в свою очередь должны были починить за собственный счет мост на Угринке, по дороге к еврейскому кладбищу.
Перечислить все решения, принятые на берестейском сейме, не хватит всех страниц газеты. Но факт остается фактом – 510 лет назад Берестье стало центром политической жизни двух государств, сообщения из города внимательно изучали и в Московском государстве, и в Крыму, и в Чехии, и в Богемии…