Без йоги и фитнеса: в Беларуси меняют правила для спортуслуг – выживут не все
Аккредитация в спорте теперь обязательна. К чему это может привести, узнали у представителей сферы и Минспорта.
Фото из открытых источников (иллюстративное)
Спортивную и фитнес-сферу трясет: все должны пройти аккредитацию до конца года. Чтобы получить разрешение для дальнейшей работы, нужно обязательно иметь физкультурное образование.
Профильного диплома нет у многих фитнес-тренеров, инструкторов, учителей по йоге и других специалистов. Какие варианты? Закрыться и остаться без работы или уйти в тень?
Tochka.by поговорила с представителями бизнеса и Министерства спорта и туризма о том, что будет с фитнес-сферой после введения обязательной аккредитации.
Хочу работать, но не успеваю переобучиться в срок
В индустрии тренажерных залов, занятий фитнесом и пилатесом, йогой и другими активностями беспокойно. Профильного образования у многих специалистов нет, за плечами – разного рода курсы и другая подготовка. Иногда – многолетняя, качественная и может дать фору по уровню обучения в вузе, а бывает – в виде сомнительных двухнедельных курсов с красивым сертификатом.
Многие в этой сфере готовы работать по новым правилам, однако при всем желании не успевают пройти переподготовку, которая длится около полутора-двух лет. Что делать дальше, непонятно.
Есть подобные вопросы и у Павла Зайцева – юриста по образованию, а ныне тренера по йоге. Когда-то он сменил профессию: обучался два года в тибетском институте, познавал буддистскую философию, учился йоге и дзен-медитации в Южной Корее, получил специальность психолога в Минске и углублял знания по интересующим темам на различных курсах.
Но теперь все это образование и многолетний опыт в любимой сфере не считаются. Нужна "корочка" о переподготовке "установленного образца".
"Полгода нам дали на переподготовку. И основная проблема не в том, чтобы пройти эту аттестацию, а чтобы уложиться в сроки. Я уже прохожу обучение, но оно длится полтора года", – говорит Павел.
По его словам, когда коллеги искали места в университетах на переподготовку, то столкнулись с длинным списком ожидания (только в БГУФК очередь больше 200 человек). Спортивные университеты, как отмечает Павел, с наплывом желающих справиться не могут.
"В нашей сфере однозначно нужно навести порядок – я не против такой аккредитации. Сейчас очень много «специалистов», которые без должной подготовки берутся тренировать людей. Так что логика в этих новациях есть, но нужно дать больше времени на переподготовку", – считает Павел.
Он отмечает, что йога – очень специализированная дисциплина. И хотя на переподготовке тоже можно получить немало полезного, все же курсы иногда дают куда более глубокие знания по определенным темам. Не стоит это образование сбрасывать со счетов.
"Ни в одном университете ты не получишь идеального образования – все зависит только от тебя и твоего желания постигать новое. Но диплом – это показатель того, что человек готов продолжать работать в этой сфере серьезно. Откройте соцсети и посмотрите, какое сейчас количество инструкторов и психологов. Но кто все эти люди? Поэтому в государственной аккредитации есть здравая идея", – говорит Павел.
Что делать с 1 января, он пока не знает: в подвешенном состоянии оказалась вся спортивная сфера.
"Многие останутся без работы, закроется большое количество залов, часть уйдет в тень. А ведь это и большое количество недополученных налогов, и безработица. Мы готовы работать по новым правилам и считаем их правильными, но нужен какой-то индивидуальный подход или отсрочка для тех, кто уже проходит обучение, – человек же готов получить переподготовку и диплом", – считает Павел.
Регулирование нужно, но не наскоком
Мария (имя изменено) – учредитель сети фитнес-центров и компании по обучению в сфере фитнеса. Она стала одним из инициаторов коллективного обращения в адрес Минспорта с просьбой отложить сроки аккредитации и дать достаточное количество мест на курсах переподготовки, чтобы люди могли получить необходимое образование.
По ее словам, сейчас в Минспорта и Минобре отвечают: времени на получение образования было достаточно, "данная норма действует с 2014 года (для ООО), а для ИП – с июля 2018-го".
Фитнес-центры тогда нашли выход: согласно положению Единого квалификационного справочника должностей Минтруда, на работу в некоторых случаях наниматель может взять сотрудника и без высшего образования, если тот имеет необходимые для данной должности знания и опыт.
Так и работали. Но теперь таких специалистов будут вынуждены уволить.
"Для нас действительно важнее не высшее образование по спорту у сотрудника, а чтобы он прошел качественное обучение в фитнесе. А теперь получается, что с января мы не сможем продолжать работу с хорошими специалистами", – говорит Мария.
Девушка подчеркивает: она тоже за регулирование сферы.
"Но важно предоставить возможность получить то образование, которое Минспорта посчитает необходимым, в установленные сроки и учитывать, что актуальные знания и навыки для работы в фитнесе тренеры сейчас получают скорее на дополнительных курсах, чем при классическом обучении в университете и на курсах переподготовки. А значит, необходимо актуализировать программы с учетом современных тенденций", – добавляет Мария.
А вот курсы с двухнедельным обучением профессии "почистить" действительно нужно, считает она: в сфере и правда появилось много "специалистов" без должных знаний, навыков и опыта.
Люди останутся без работы
При всем желании получить необходимую аккредитацию тренеры не успеют. Выход они видят в отсрочке – чтобы была возможность пройти курсы переподготовки, обучение на которых длится от полутора лет.
"Сейчас набирают несколько групп одновременно. Но в стране несколько тысяч тренеров, у которых нет нужного для подтверждения аккредитации диплома", – говорит Мария.
Итог любого резкого регулирования – уход в тень. И фитнес-сфера не исключение: многие тренеры работают в достаточно известных тренажерных залах вообще без каких-либо "корочек" и оформления ИП: привел клиентов, что-то умеешь – можешь тренировать других.
"Когда мы собирали подписи для обращения, очень много тренеров отказалось его подписывать, чтобы не «светить» свои данные – не все работают официально и платят налоги. Их и не волнует эта аккредитация, они будут продолжать работать, как работали. А предприниматели, которые честно платят налоги, вынуждены будут остановить деятельность", – приводит пример девушка.
Парализует ли это сферу? По мнению Марии, однозначно. Она проводила опрос, в котором приняло участие около 600 тренеров: 65% из них не имеют физкультурного образования. Нетрудно представить, какова ситуация в масштабах страны.
Минспорта: время на обучение было
В Министерстве спорта и туризма отметили: аккредитация началась и идет достаточно активно.
В ведомстве подчеркивают: в 2014 году было введено требование, чтобы у специалистов спортивной отрасли государственных и частных форм собственности было соответствующее образование. С 2018-го эти требования расширили и на индивидуальных предпринимателей. То есть время получить образование было, настаивают в Минспорта.
"С 2018 года эта норма была обязательной для исполнения, но люди как работали, так и продолжали работать. Активно действовать в этом направлении тренеры – индивидуальные предприниматели начали только сейчас. И не стоит подменять понятия: аккредитация требует соблюдения определенных критериев! Наличие профильного образования – это всего лишь один из них", – объясняет начальник отдела спортивной науки, медицины и антидопингового контроля Минспорта Татьяна Асиповская.
По ее мнению, проблема профильного образования несколько нагнетается.
"Хочу обратить внимание, что наличие профильного образования в сфере необходимо лишь тем лицам, которые осуществляют педагогическую деятельность", – добавляет специалист.
На примере Института повышения квалификации и переподготовки БГУФК она рассказала, что еще летом даже не могли сформировать группу с нужным количеством слушателей – 25 человек. Сейчас же люди обращаются в министерство и жалуются, что на курс не попасть, – очередь.
Но есть и другие вузы, где можно пройти переподготовку, – сейчас их в стране шесть, в том числе и в регионах. Хотя, по словам тренеров, туда тоже не записаться.
Так как же вышло, что еще пять лет после введения "обязательной нормы" о наличии специализированного образования для работы в сфере физической культуры все продолжали жить по прежним правилам?
"Наше министерство не включено в перечень надзорных органов по этому вопросу (образования. – Tochka.by). Мы можем установить факт после соответствующего обращения или в ходе мероприятий технического (технологического, проверочного) характера в отношении безопасности занятий физической культурой и спортом и направить информацию в компетентные органы, в том числе для привлечения к ответственности", – отвечает Татьяна Асиповская.
А обращения, по словам специалиста, были и есть. Из основных – касательно работы частных детских спортивных школ. Но аналогичные проблемы есть и во "взрослой" части.
"Аккредитация – один из способов избавить сферу физической культуры и спорта от недобросовестных тренеров, педагогов и специалистов, которые работают со здоровьем людей. Если у человека есть диплом о высшем иле среднем специальном образовании в нашей сфере, то мы понимаем, что у него есть база", – подчеркивает специалист Минспорта.
К примеру, один из индивидуальных предпринимателей интересовался у специалистов министерства, как его фитнес-центру пройти аккредитацию. Оказалось, у него работают тренеры, которые имеют лишь школьный аттестат. Но такие специалисты не смогут пройти и переподготовку – им надо для начала получить хотя бы среднее специальное образование.
Подобных примеров у Минспорта полно.
Идеологическая составляющая – обязательно
Среди требований к аккредитации в сфере физической культуры и спорта, как и во всех отраслях сейчас, делается упор и на идеологию. В частности, среди обязательных требований – наличие государственных символов в зале.
"Это очень важно. С этого все начинается – от детей и заканчивая взрослыми. В каждом классе в любом учебном учреждении, в том числе в спортивных школах и залах, есть герб, гимн и флаг. Почему этого не должно быть у частника?" – говорит Татьяна Асиповская.
Еще один важный момент для получения аккредитации – отсутствие проблем с законом:
- уголовное преследование;
- дисквалификация за допинг в спорте;
- факты привлечения к ответственности за неуважение к государственным институтам и символам, конституционному строю, противоправные деяния против порядка управления, общественного порядка и общественной нравственности.
То есть такие специалисты тоже не смогут остаться в профессии.
От фитнеса до лапты
Виды деятельности, которые относятся к физической культуре и по которым до января 2024 года нужно пройти аккредитацию, Минспорта определило отдельным постановлением. Кроме традиционных и известных многим активностей, в список попали игры: боулинг, велобол, дартс, жульбак и даже лапта.
В министерстве уточнили, как составляли этот перечень, который, к слову, уже хотели бы расширить. Ранее многие виды спорта не входили в реестр, хотя по ним проводятся соревнования, существуют соответствующие федерации.
"На постсоветском пространстве такого перечня видов спорта нет нигде. Это конкретное постановление, которое определяет, что такое физкультура, что такое спорт", – рассказал начальник отдела физической культуры Петр Ворон.
Многие тренеры и частные преподаватели, кстати, оказались удивлены, что их вид деятельности попал в данный перечень и требует аккредитации.
Что делать, если не прошел аккредитацию?
Срок установлен – до 1 января нужно получить необходимое разрешение. И в министерстве отмечают: других послаблений на законодательном уровне не предусмотрено.
"Если ты работаешь легально и по правилам, то не будет проблем с аккредитацией. Это один из этапов наведения порядка в этой сфере", – говорит Татьяна Асиповская.
Иными словами: нет аккредитации – нельзя продолжать работу.
При этом в ведомстве понимают, что, вероятно, это может коснуться многих. И немало тренажерных залов будут вынуждены уволить своих сотрудников.
"Но ведь людей брали на работу без образования, понимая, что это нарушение? До введения аккредитации сфера ИП была предоставлена себе, были нарушения", – говорит специалист.
В Минспорта отметили: то, что часть сферы уйдет в тень, они догадываются. Но заверили: обо всех таких схемах они знают и будут готовы реагировать.