Больше коньяка и меньше говядины: как изменились покупки белорусов
Национальный статистический комитет опубликовал информацию о реализации отдельных товаров в Беларуси в январе – сентябре 2023 года. Это позволяет определить потребительские предпочтения белорусов по ряду продовольственных позиций.
Морепродукты снова в лидерах
По данным Белстата, в январе – сентябре 2023 года из списка продовольственных товаров, реализованных организациями торговли (без микроорганизаций), максимальный рост продаж показала позиция «ракообразные, моллюски и икорные изделия» (+38,8% к уровню января – сентября 2022 года).
Отметим, что такая же тенденция наблюдалась по итогам первого квартала, а также по итогам первого полугодия текущего года.
Прирост зафиксирован и по другим товарам: реализация минеральных вод увеличилась на 9,3%, пищевых субпродуктов – на 8,1%, помидоров – на 7,5%, сыров – на 4,4%, мясных продуктов – на 4,3%.
Кроме того, выросли объемы продаж сахаристых кондитерских изделий (на 3,0%), свежих огурцов (на 2,8%), яиц (на 2,5%), сливочного масла (на 0,9%).
Говядина и яблоки ушли в минус
Сильнее всего в январе – сентябре 2023 года просели продажи говядины: минус 25,4% к уровню января – сентября 2022 года.
Статистика свидетельствует, что белорусы стали покупать меньше сахара, круп, отдельных видов овощей и мяса. Так, реализация свежих яблок, а также сахара и сахарозаменителей сократилась на 19,1%, муки – на 10,5%, макаронных изделий – на 8,7%, картофеля – на 7,8%.
Отрицательная динамика отмечается в сегменте круп:
- крупа рисовая – падение продаж на 15%;
- крупа овсяная и хлопья овсяные – на 7,6%;
- крупа гречневая – на 4,2%.
Падение объемов продаж также наблюдалось по следующим позициям: рыба (-7,4%), мясо домашней птицы и дичи (-6,2%), свекла (-6,1%), репчатый лук (-4,5%), морковь (-3,0%), фруктовые и овощные соки (-3,2%), растительное масло (-3,2%), свинина (-2,7%).
А что с алкоголем?
Если говорить об алкогольной продукции, то в январе – сентябре текущего года по сравнению с таким же периодом 2022 года сильнее всего увеличилась реализация слабоалкогольных напитков – на 15,4%.
Продажи ликеров и ликеро-водочных изделий выросли на 12,4%, игристых вин, включая шампанское, – на 5,8%, коньяка, коньячных напитков и бренди – на 5,7%.
В то же время есть напитки, которые жители Беларуси стали покупать реже. В сегменте алкогольной продукции просела реализация пива (на 1,6%), виноградных и плодовых вин (на 5,2%), водки (на 7,2%).