Была полицейской – сейчас немного Opel. Mazda RX-8 и ее необычная история
Черно-белая полицейская ливрея и большое антикрыло – это то, что бросается в глаза сразу. Но, поверьте, самое интересное у этой «Мазды» под капотом, пишет «Автобизнес».
Mazda RX-8, выпущенную в 2003 году, Александр приобрел в 2021-м. Он стал третьим владельцем автомобиля после того, как тот прибыл из США, и вслед за своими предшественниками продолжает процесс преображения «японки» в… Впрочем, он сам всё расскажет:
– Эта модель нравилась мне давно, еще в 2002 году катался на такой, роторной. А два года назад искал себе «купешку», нашел в интернете RX-8. Хозяин не особо хотел ее продавать, но прокатились на ней, поговорили – и сторговались с продавцом на меньшую стоимость. В принципе машина была в нормальном состоянии, хотя и не без вопросов. Была пара «жуков», но днище и подвеска «живые».
Машина пришла из США в такой же раскраске, только тогда была пленка. Остались выгоревшие надписи Police, шевроны. Пленка была вся растрескавшаяся. Решили перекрасить в белый мат, попутно убирались «жучки» на арках.
По легенде машина действительно служила в полиции Нью-Йорка. Мы нашли ее ранние фотографии. Сначала автомобиль из США приехал в Псков, потом первый владелец убрал надписи Police, но оставил шевроны. Всё облезало, но он сохранял эти наклейки.
Мы изучили весь салон, но никаких следов установки спецоборудования не нашли. Единственное – здесь стоят какие-то древние стробоскопы, при этом предыдущий владелец говорил, что он покупал машину уже с ними.
Задний спойлер ставился в Минске предыдущим владельцем. Ну а так внешность машины не меняю, потому что не хочу. Mazda RX-8 сама по себе выглядит красиво, не вижу смысла что-то здесь делать.
На каждый день? Легко!
Двери имеют интересную «фишку» – распахиваются в разные стороны. Кто у кого «спионерил» это решение, я не знаю, но садиться удобно. Некоторые даже не знают про этот нюанс, думают, что это обычное двухдверное купе.
Среднего роста люди сзади легко помещаются, некоторые даже дерутся за право ехать сзади, так как там удобнее, чем спереди. Но есть нюанс: если переднего пассажира нет, а сзади кто-то сидит, выйти он сам не сможет – придется водителю переднюю дверь открывать, чтобы задняя створка открылась.
Салон оставлен полностью оригинальным. Судя по его состоянию, сзади в нем никто толком и не ездил. Много всяких бардачков, подстаканники… Для тех, кто любит возить много хлама, будет удобно. Вообще, несмотря на тип кузова и внешний вид, машина на «повседнев» удобная. И не жесткая! По кочкам, «лежачим полицейским» мягко едет, Skoda Rapid жестче будет!
Главный прибор здесь – тахометр, а не спидометр. По всей видимости, производитель посчитал, что он важнее. Плюс дополнительно поставил датчики, в основном смотрю на давление масла. Надо бы еще два датчика поставить, но это уже будет целая грядка на панели, не очень будет смотреться.
Еще поставили блок, чтобы магнитола читала, AUX, USB. Здесь же CD-чейнджер на 6 дисков, но где сейчас их найти?
Забыть про Ванкель
Как мы уже сказали, самое интересное у этого автомобиля – под капотом. Вместо РПД Ванкеля здесь установлен 2,0-литровый турбомотор С20LET от Opel Calibra.
– «Свапнули» машину еще в Пскове, но сделали плохо. Впускной коллектор вообще был сварен из какой-то водопроводной трубы… Минский владелец пытался многое изменить, она уже начала нормально ехать. Но на момент продажи было голодание 3-го и 4-го цилиндров, из-за чего раскрошило поршни. Было решено сделать полную «капиталку». Поставили кованые поршни, каленые шатуны и так далее.
Здесь стояло сразу два электронных блока управления: один – штатный, второй – «Январь». Опелевский двигатель машина «не видела», писала, что нет двигателя, била ошибку. В итоге выкинули часть электрики, поставили один блок управления Megasquirt – ставили в Барановичах. Во Владивостоке заказывали специальный блок-адаптер, чтобы работала панель, ABS, ESP.
В принципе всё работает, только иногда «мозги» выбивает по клапану холостого хода (он здесь от Audi 100), но этот вопрос будет решаться. А сейчас мы экспериментируем с топливной системой, чтобы машина ехала так, как я хочу. Думаю, скоро это доделаем. Всё для этого уже готово, всё есть.
Конечно, это машина-эксперимент. Знаю, что в России с этих двигателей снимают 900 лошадиных сил. Но эти моторы стоят на тех же «Калибрах», а здесь же, куда ни ткни, надо что-то придумывать, что-то точить, адаптировать. Например, на «Мазде» уже не держит сцепление, поэтому будем ставить двухдисковое – и смотреть, что дальше разорвется…
Эта веселая расцветка – наша работа. Решили «облагородить» подкапотное пространство. Потому что здесь всё алюминиевое, а после сварки аргоном – рассчитывали и варили в Барановичах – всё было серенькое. Хочется еще кое-что доделать, убрать с глаз проводку, ну а в целом всё уже останется как есть.
Почему здесь два бачка? Потому что двухконтурная система охлаждения. Один бачок отвечает за сам двигатель и радиатор, второй – за охлаждение турбины. Многие меняют эту конструкцию, потому что Opel не очень хорошо продумал систему, из-за чего достается турбине, она начинает перегреваться. Надо ставить еще один вентилятор, без него в пробках турбина начинает коптить.
С оригинальными запчастями на RX-8 бывают проблемы, не всегда всё есть. Но спасает то, что многое подходит от других моделей Mazda. По двигателю всё тоже непросто. Кованые поршни из Литвы ждали полгода. Воздушный фильтр-«нулевик» K&N тоже пришлось поискать. Из-за санкций его нет ни у нас, ни в России, но хотелось именно его, потому что у него очень хорошая пропускная способность. Заказали через знакомых в США, ждали его почти год, обошелся он в 120 долларов.
Многие считают, что если поставить «нулевик», то поднимутся «лошади». Ничего не поднимется, просто не будет «душиться» двигатель, он будет развивать ту мощность, которая у него есть.
Двигатель настроили на 95-й бензин, его и заливаю. Если ездить спокойно, как бабушка на рынок, то можно уложиться в 10-12 литров. Самая экономичная скорость у машины – 111 километров в час, это установлено экспериментальным путем. Если «зацепиться» с кем-то, стрелка указателя уровня топлива падает буквально на глазах. Сколько при этом расходуется бензина, не измеряли и, наверное, не будем.
Масло заливаем Venol 10W40. Некоторые говорят, что это плохо для мотора. Но двигатель два года прошел после «капиталки», его разбирали – он в идеальном состоянии, цилиндры без задиров. Масло сливается чернющее – значит, хорошо моет. Пытались лить другие масла – зашкаливает давление масла. А на «Веноле» всё нормально.
Сток с оговорками
Здесь стоковая подвеска, ничего не дорабатывалось и даже не менялось, кроме заднего ступичного подшипника. Будем оставлять сток, потому что Mazda хорошо рулится. Правда, к «острому» рулю пришлось привыкать: чтобы куда-то повернуть, надо делать буквально пол-оборота. Сначала было непонятно, неудобно, но потом привык.
Из-за того что стоит не «родной» двигатель, пришлось опустить рулевую рейку. С ней вообще много экспериментов было. Делали под заказ рулевые наконечники, потому что угол наклона изменился, машину водило. Теперь получился небольшой выворот, и с этим ничего не сделаешь. Ставили кастомные поворотные рычаги меньшего размера, чем оригинальные, – стало лучше, но всё равно в один прием не развернешься.
Вообще, рулевая рейка – слабое место RX-8. Она здесь электрическая, стоит внизу, вся вода летит на нее в любой дождь. Я как-то попал в лужу – отказал усилитель руля. Из рейки вылили литр воды! Как ни герметизируй рейку, ничего не помогает. Советуют ставить пыльники на герметик, но этого делать нельзя: их начинают дуть, они лопаются. Пока не разобрались, что с этим делать. В сильные ливни не езжу.
Продолжение следует
О покупке за всё это время не пожалел ни разу. Но пока недоволен результатом. Еще делать, делать и делать. Всё это, наверное, растянется не на один год, потому что требует вложений. А вкладывать особо нечего и некогда, и, пожалуй, время тут самое важное, поскольку многое делаю сам.
В планах – закончить с топливной системой, переделать коллектор, чтобы поднять выше турбину. Ну и обработать днище, поскольку все «Мазды» гниют. Все компоненты есть, нужно только время, чтобы всё сделать. Ну и поставить более мощное сцепление, чтобы не горело. Хотя после этого наверняка что-то другое начнет отрываться…