Было и прошло. Как белорусы уже 10 лет живут без дешевых автомобилей из-за границы
1 июля для белорусских автолюбителей – очередная печальная годовщина. Ровно 10 лет назад пошлины на ввоз машин для физлиц выросли до уровня российских. Автобизнес вспомнил, как за это время изменилась автомобильная жизнь.
"Хапун" 2011 года
Первыми все "преимущества" Таможенного союза ощутили на себе юридические лица. Единый тариф ТС для них начал действовать с 1 января 2010 года. Для физических лиц был предусмотрен переходный период сроком полтора года.
Во время так называемого переходного периода бизнес по пригону автомобилей в Беларусь практически полностью перешел в "серую" зону. На самом рынке творился настоящий бум, пик которого пришелся на весну и первый месяц лета 2011-го. Как итог – 2011 год стал рекордным по количеству привезенных в страну автомобилей, притом что старые тарифы действовали всего 6 месяцев. За полгода физлица успели ввезти в Беларусь более 250 тысяч авто. Для сравнения: за весь не менее напряженный 2010 год было ввезено 192 тыс. автомобилей.
После полутора лет небывалого ажиотажа на рынке наблюдалось определенное затишье. Хотя спрос на “проходную” белорусскую "бэушку" со стороны казахов и россиян все еще продолжал задавать темп.
Перекупщики из России
К концу года и вовсе стал зарождаться новый тренд. Белорусские перегонщики понемногу начали пригонять и растаможивать малолитражки уже по новым тарифам. Основными покупателями таких машин были российские перекупщики, которые продавали эти автомобили на территории РФ.
В 2012-2013 годах спрос на свежепригнанные 3-5-летние авто со стороны россиян продолжал расти. Однако объемы пригона, безусловно, были далеки не только от пиковых значений 2010 года и первой половины 2011-го, но и от более спокойных и стабильных лет. Тем не менее движение было, у некоторых продавцов даже были надежды, что с такими темпами Беларусь сможет стать своего рода перевалочной базой на пути подержанных иномарок из Европы в Россию.
Обвал рубля и смена направления
Но чуда не произошло, Беларусь так и не стала второй Литвой. Россияне, привыкшие продавать и покупать машины за рубли, были чувствительными к курсовым колебаниям, поэтому, когда курс стал не 30 руб. за доллар, а 33-35, заработать на перепродаже машин из ЕС и США для них становилось сложнее.
События 2014 года, которые привели к обвалу курса российского рубля, и вовсе поставили жирный крест на перегоне авто из стран Запада. Восточные соседи продолжали продавать и покупать машины за "деревянные". И если в их понимании автомобильные цены вроде как не менялись, то для белорусов, привыкших считать все в долларах или евро, машины в России заметно подешевели.
Все это привело ко второму "хапуну", который вскоре отразился и на белорусском рынке. Из-за огромного потока резко подешевевших машин цены на авто в Беларуси также стали стремительно падать. Бизнес по пригону из ЕС и США на несколько лет практически полностью потерял смысл.
За это время менялись не только курсы валют, но и законодательство. В марте 2014-го в стране появился утилизационный сбор, его сумма была привязана к российскому рублю и сперва составляла около 100$. В феврале 2016 года ставки выросли: в 1,65 раза – для юридических лиц, в 8,25 раза – для физлиц. Нынешние ставки утилизационного сбора действуют с 1 января 2021 года.
Льготная растаможка и "забытые" нововведения
Другим фактором, осложняющим пригон иномарок из-за пределов ТС, должно было стать Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Впервые закон о нем должен был вступить в силу еще в 2017 году. Введение сертификата не единожды откладывалось. Последний раз добавить этот документ к списку требуемых для постановки на учет должны были ровно три года назад, но тогда дату снова перенесли, после чего про СБКТС для физлиц и вовсе забыли.
Также планировалось, что с 1 января 2019 года автомобили, пригоняемые из-за пределов ТС, должны быть оборудованы кнопкой SOS, работающей в системе ЭРА-РБ. Но и это нововведение было отложено на неопределенный срок. К слову, две эти нормы уже не первый год работают в России.
Вместо этих двух норм, которые должны были сделать пригон авто из Европы и США более сложным и дорогим, в апреле 2019 года вышел 140-й указ, позволяющий определенным категориям граждан ввозить машины с уплатой 50% пошлины. Летом прошлого года было расширено число белорусов, которые могут воспользоваться льготой.
Зеленый свет "зеленым" автомобилям
Появление данного документа вновь оживило интерес белорусов к покупке авто из Европы или США. Однако говорить про объемы импорта, которые существовали до 1 июля 2011 года, все равно не приходится. Тем не менее то, что появление льготной растаможки сильно повлияло на автомобильный рынок Беларуси, признают в том числе и представители дилеров.
Кроме того, у россиян вновь появился интерес к пригону авто из Беларуси. Вероятнее всего, вторым по значимости позитивным моментом можно назвать временное обнуление пошлин и НДС на ввоз электромобилей. Возможность беспошлинно ввозить электрокары появилась относительно недавно, весной 2020-го. Правда, уже с 1 января 2022 года пошлина вернется.
Помимо нулевой ввозной пошлины с 15 июня 2020 года применяется нулевая ставка НДС при ввозе электрокаров для личного пользования. Согласно указу "О стимулировании использования электромобилей" эта норма будет действовать до 31 декабря 2025 года.
Наш вердикт
Старых пошлин нет уже 10 лет, и для вторичного рынка Беларуси это болезненно. Что интересно, почти половина опрошенных в нашей группе Вконтакте по-прежнему передвигается на автомобилях, ввезенных в страну до 1 июля 2011 года.