Cемья Игнашевич из Каменецкого района о своем хобби
Ни одного года не оставались они без коровы после переезда в 1989-м на Каменетчину из затронутого чернобыльской аварией района. Первые две буренки хозяева вырастили из телят, купленных на ферме в Макарове. Позже было у них на подворье и три, и четыре коровы – вырученные за «лишнее» молоко деньги лишними никогда не были. Строили свой дом в деревне, в семье росли двое сыновей и дочка – еще в детстве научились они доить коров.
Людмила Васильевна вспоминает, что лет двадцать назад в «людском» стаде было здесь более 30-и коров. Пастбище было рядом с деревней, водопой тоже рядом – пруд. Из года в год стадо редело, пока не сошло на нет. И прежнее пастбище было введено в состав пахотных земель хозяйства.
Сегодня в Коваликах буренки только на одном подворье: две коровы Игнашевичей-старших и одна – сына Ивана, который с семьей живет недалеко от них и его корова-кормилица под опекой родителей. Все три буренки в одном «гурте», но каждая на привязи…
В течение года сдают на сырзавод около 8-и тонн молока. Теперь довольны переменами – сдачей его напрямую перерабатывающему предприятию, «молочное» авто которого забирает его от калитки. Бывает, кто-то из знакомых просит их привезти домашнего сыродоя. А еще Людмила Васильевна (она социальный работник) доставляет его своим подопечным, которые когда-то имели своих коров и не смогли привыкнуть ко вкусу молока из магазина. Везет им его по той же цене, что и сдает на переработку…
Для своей большой семьи продовольственная безопасность обеспечена. Готовит молочные продукты по старым рецептам, стараясь учесть вкусы каждого. А вот домашний сыр адыгейский больше всех любят городские внуки Игнашевичей.
Высокое от них на расстоянии вытянутой руки, новостройки рядом, но навсегда остались верными привычному укладу сельской жизни. День начинается рано, как когда-то у их бабушек, – с доения коров. Года три назад купили доильный аппарат, что заметно облегчило жизнь хозяйке. Вместе с сыном купили и малую технику – минитрактор, а к нему, кроме прочего, еще и косилку, грабли.
Даже тот, кто никогда не имел коровы в сарае, знает, что требует она немало труда и заботы. Лишь самые преданные сельской заведенке, тому, прежнему жизненному распорядку в деревне, и сегодня не представляют себя без коровы в сарае. А то и трех. Благодаря им дети в малом городе видят буренку вживую – ведь теперь и в деревне нередко нет ни одной коровы, и дети знают ее лишь по картинке.
– Однако, если и хвори одолевают, – говорит Людмила Васильевна, – как-то подбодришь себя, соберешься и вперед – коровы ждут… В непогоду или в летний зной им надо еще больше внимания. Водопой – дома, во дворе в больших емкостях. Да, иногда слышу в свой адрес, что лишь чудаки сегодня работают от зари до зари. Но, кто знает, если бы на диване прислушивались мы к болячкам, то, может, они уже и одолели бы нас…
Обрабатывают Игнашевичи два пустующих участка в Коваликах, здесь же взяли под огородничество 12 соток. Зимой в коровьем рационе, кроме сена, – корнеплоды и картошка. Сено с помощью сына заготавливают на неудобицах, но приходится докупать.
В «Макарово-Агро» (теперь это сырьевая база СОАО «Беловежские сыры), где планируют увеличение дойного поголовья, дорожат каждым клочком земли. Немало пришлось «общаться» Игнашевичам еще и с предыдущими главами хозяйства на тему выделения им пастбища. После дискуссий с переменным успехом в разных инстанциях и просьб разобраться в проблеме им было разрешено пасти буренок на уже «городской земле», вдоль вышепомянутой мелиоративной канавы. Этот же участок естественных угодий, предполагалось, станет для них и сенокосом. Но облюбовал этот природный луг для выпаса коров еще один хозяин – высоковчанин, и теперь эта зеленая полоса негласно разделена на две половины…
Вскоре Игнашевичи будут подкашивать «свою» половину пастбища, где сегодня на привязи их буренки. За лето стригут его три-четыре раза для равномерного роста травы и лучшего поедания скотом. Скошенное – тоже скромная добавка в общий стог.
А рядом с этим пастбищем вдоль канавы – на другом ее берегу – на первый взгляд «идеальная» неудобица, соток пятнадцать природного сенокоса с вкраплениями кустарников. Этот лоскуток земли в ведении «Макарово-Агро». Игнашевичи наверняка имели бы за лето здесь два-три укоса. Главный агроном хозяйства Николай Онищук как-то походя заверил, что могут пользоваться им…
Но куда увереннее чувствовали бы они себя, если бы этот клочок сенокоса, неудобно «зажатый» между канавой и усадьбами сельчан, был передан в состав земель населенного пункта – деревни Ковалики, т. е. в распоряжение сельисполкома. В таком случае хозяева смогли бы оформить его для ведения личного подсобного хозяйства. Ведь они тоже имеют прямое отношение к сырьевой базе «Беловежских сыров».