Цены продолжат расти: почему в Беларуси дорожают новые автомобили
Представители отрасли не исключают, что в начале следующего года цены могут увеличиться еще на 15%.
Дефицит комплектующих и удорожание поставок автомобилей – не единственные проблемы, с которым столкнулись дилеры не только в Беларуси.
Даже при восстановлении баланса спроса и предложения машины могут дорожать из-за необходимости покрывать растущие издержки. Sputnik узнал у представителей автосалонов, почему новые авто растут в цене и как долго это может продолжаться.
В республике нет повышенного спроса, подорожание новых авто в первую очередь связано с образовавшимся дефицитом предложения. По итогам 9 месяцев отечественный рынок машин просел на 18% по сравнению с прошлогодним периодом.
Sputnik отправил запросы нескольким автодилерам по поводу возможного скачка цен на новые автомобили в ближайшем будущем. Оперативно отреагировали только два, но информации достаточно, чтобы оценить общую картину.
Пандемия и логистика
Руководитель отдела продаж ООО "Хёндэ АвтоГрад" Руслан Плясунков отметил, что локдауны, которые вводились в разных странах из-за коронавируса, разрушили глобальные производственно-логистические цепочки и привели к корректировке спроса и предложения на рынке.
По его словам, основная проблема производителей – дефицит полупроводников, которые задействованы при производстве практически всей автомобильной электроники. При этом автопром интересуют не только чипы, которые управляют основными процессами в машине, но и применяемые в сопутствующем программном обеспечении.
Как заметил собеседник Sputnik, из-за приостановок автозаводов, производство полупроводников было перераспределено в пользу технологических компаний, выпускающих гаджеты и бытовую технику. Пандемия привела к спросу на компьютерную технику для удаленной работы, учебы и онлайн-развлечений.
"После восстановления спроса на машины производители чипов не могут восполнить недостающий объем. Соответственно, предложение не успевает за спросом, что и ведет к росту цен", – объяснил Плясунков.
Он обратил внимание и на возросшие логистические затраты: перевозки контейнерами выросли за полтора года в 4–5 раз, что также сказывается на стоимости как комплектующих, так и автомобилей.
При этом специалист подчеркнул, что в Беларусь кризис пришел несколько позже. В частности, дилер "Хёндэ" глобально столкнулся с проблемой лишь в августе, когда начались перебои с доставкой автомобилей, производимых в России.
Ситуация не улучшается
По оценкам Плясункова, автомобили в среднем уже подорожали на 15% и примерно такой "потолок" собеседник прогнозирует для первой половины 2022 года.
Эксперт заявил, что сегодня продавец выбирает покупателя и предпочтение отдается тому, кто купит авто с дополнительным оборудованием или условиями по обслуживанию. А цены будут расти, пока не сбалансируются спрос и предложение.
"Ситуация только ухудшается. Мы можем судить по себе. Например, пересматриваются и сокращаются существующие для каждого региона квоты. А их уменьшение приведет к еще большему ограничению в отношении конкретного рынка и увеличению сроков поставок. Если раньше можно было ожидать авто через три месяца, то сейчас через пять-шесть и даже этот объем уже забронирован", – описывает ситуацию Плясунков.
Эксперт оценивает ситуацию на белорусском рынке в контексте дальнейшего поднятия цен производителями и поведения потенциальных покупателей.
По словам собеседника, даже если спрос на существующее предложение начнет падать, стоимость авто не пойдет вниз, поскольку дилеры вынуждены будут увеличивать цены вслед за производителями, чтобы компенсировать постоянные затраты, в частности, на содержание офисов и складов.
Смягчить последствия
Заместитель директора по продажам СООО "Атлант-М Восток" (Volkswagen) Егор Швед отметил, что, как и конкуренты, они стали заложниками изменения общемировых моделей бизнеса.
По его оценкам, ситуация с полупроводниками рано или поздно выровняется (по прогнозам к 2023 году). Но это не единственная проблема. Например, исторического максимума достигли цены на магний, который используют при производстве алюминиевых сплавов для автомобильной промышленности. За последний месяц он прибавил 75% и сейчас стоит более 9 тысяч долларов за тонну.
"Учитывая, что производство автомобилей и их компонентов является сильно распределенным по миру, любой сбой будет влиять на возможность конечного покупателя приобрести машину", – отметил эксперт.
Егор Швед полагает, что все производители будут искать баланс между эластичностью рынка, спросом, возможностями производства и инновационными решениями, которые увеличивают стоимость конечного продукта. По словам собеседника, дилер работает над тем, чтобы смягчить последствия роста цен и задержки поставок различными программами финансирования.
Вся надежда на Азию
На мировом рынке полупроводников главенствуют три гиганта: Intel (США), Samsung (Южная Корея) и TSMC (Тайвань). Taiwan Semiconductor Manufacturing Company сосредоточилась исключительно на производстве, а конкуренты придерживаются бизнес-модели, предусматривающей также разработку и продажу.
В итоге у TSMC заметно ниже издержки и дополнительную прибыль компания закономерно тратит на свое развитие, увеличивая производительность и востребованность. Тайваньский бренд планирует расширить свое влияние за счет нового производства еще более быстрых и эффективных полупроводников, которое хотят запустить в 2022 году.
На Тайвань и Южную Корею приходится более 40% мировых производственных мощностей, заметно усиливают определяющую роль азиатского региона Китай и Япония. США и Европа теряют позиции на протяжении уже двух десятилетий, и особенно заметно в последние два года на фоне пандемии.