Что будет с ценами на легковые автомобили в 2024 году? Прогноз от дилеров
Фото носит иллюстративный характер
Автомобильная ассоциация «БАА» подвела итого работы автомобильной отрасли за 2023 год и провела опрос руководителей дилерских центров о прогнозе на 2024 год. Что будет с рынком и с ценами, озвучили эксперты.
Два года стабильных цен
По мнению председателя правления ассоциации Сергея Вариводы, 2023 год показал высокую способность адаптации автомобильных дилеров к негативным процессам, происходящим на автомобильном рынке.
– Мы сумели сохранить дилерские центры, сохранить коллективы, занятость. То, что немного сократился модельный ряд – это следствие нескольких причин. Продажи дилеров, членов «БАА» – лишь надводная часть рынка. Не все автомобили параллельного импорта отражены в статистике. Я не думаю, что предложения на рынке сузились.
По словам руководителя ассоциации, 2023 год прошел под знаком стабильных цен в дилерских салонах.
– Вы помните, с какой критикой потребителей и СМИ мы столкнулись по итогам 2022 года. 2023 год позволил нарастить продажи со стороны дилеров на 47% и прошел под флагом относительно стабильных цен.
Как отметил спикер, есть несколько факторов, которые обеспечили стабильность цен.
– Рынок продаж легковых автомобилей высоко конкурентный, здесь действуют не административные ограничения, ни законодательно определенные наценки, а конкуренция субъектов хозяйствования в условиях доминирования игрока с долей 72%, владельческий контроль на который осуществляет государство («БЕЛДЖИ» – прим. Myfin.by). И этот контроль влияет на цены. Остальным 28% оставалось либо этот рынок покинуть, либо выстраивать ценообразование в соответствии с нашим лидером.
Сергей Варивода отметил, что импорт автомобилей в основном велся из России.
– Несмотря на то, что в РФ цены имели тенденцию к росту, в том числе за счет увеличения ставок утилизационного сбора, имелся эффект ослабления курса российского рубля к белорусскому. Цена формировалась простым умножением цены российского поставщика на курс.
По субъективным оценкам дилеров, которые озвучил руководитель ассоциации и которые смотрят на свои возможности, на цены поставок, цены в белорусских рублях вырастут в пределах 5% в первом полугодии.
Состояние рынка и перспективы
Также дилеры ожидают, что в 2024 году по сравнению с 2023 годом продажа автомобилей вырастет на 25% и будет реализовано 26 850 автомобилей, в том числе 4,5 тыс. легких коммерческих (также рост на 25%). Так называемых «зеленых автомобилей» (электромобили и гибридные) будет продано в 7 раз больше — 1900. На рынке появятся 28 новых моделей.
Дилеры также озвучили факторы, которые могут повлиять на рост продаж.
Среди них инфляция, рост реальных денежных доходов, административные барьеры и регуляторная среда. В том числе негативно влияет и может повилять указ №140, предусматривающий льготы для инвалидов и многодетных семей.
Как сообщил директор УП «БАА–Консалт» Дмитрий Ярота, в 2023 году через дилерские центры членов было продано 25408 автомобилей, что на 47,5% больше, чем в 2022 году. На 45% сократился модельный ряд – с 142 в 2022 году до 78 в 2023-м. Количество марок сократилось с 28 до 20. Доля продаж китайских автомобилей вырос с 31% до 82%, из которых доля Geely составила 87,4%. Больше всего в 2023 году продано автомобилей Geely (15 706) и Lada (2684) Также в ТОП–10 вошли: Haval (756), Audi (573), JAC (346), Voyah (250), Chery (233), FAW Bestune (224), Volkswagen (215), Dongfeng (202).
По информации БАА, в 2023 году продажи легковых электромобилей и гибридных выросли в 7 раз, автомобилей класса B – на 38%, С – на 22%, D – на 20%, Е – на 24%, SUV – на 82%, OFF ROAD – на 12%.
Будущее за электромобилями
Как считает генеральный директор СЗАО «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский, для белорусского рынка электромобиль является оптимальным решением, поскольку в стране избыток электроэнергии.
– У нас хорошие дороги и относительно небольшие расстояния. Вся инфраструктура электрозаправок, которая подготовлена «Беларусьнефтью», удовлетворительна для эксплуатации и она развивается. То есть условия созданы. Что касается работ по созданию белорусского электромобиля, которую проводит Академия наук, то мы взяли за платформу Geely Coolray. Мы умеем для нее провести сварочные работы, окраску и сборку. Единственно, что двигатель внутреннего сгорания и часть электроники должны быть заменены. Поддерживаем эту работу. Для меня важно, чтобы был отечественный автомобиль. Это не только стекла и колеса, но и программно-аппаратный комплекс.
Он привел статистику: в 2023 году в Китае произведено 24 млн автомобилей, из которых 40% составляют электромобили.
– Это говорит, что это направление все больше и больше становится трендом, поэтому на него надо обращать все больше внимания.
Как отметил Сергей Варивода, для электромобилей по-прежнему действует законодательная база и факторы, которые стимулируют рост дилерских продаж.
– В 2022 году мы продали менее 100 единиц. Сейчас мы констатируем кратный рост. На этот год руководители центров прогнозируют семикратный рост. На наш взгляд, по каналам неорганизованного ввоза и официальным каналам в прошлом году было ввезено около 10 тыс. электромобилей. Мы видим, что регуляторика меняется в пользу дилерского ввоза, плюс немного изменилась риторика производителей, которые поверили, что рынок электромобилей в Беларуси может существовать. Помимо роста дилерских продаж мы видим и доверие к нашему рынку. Я думаю, что продажа в 1 900 электомобилей мы с легкостью преодолеем.