Для маршруток изменят правила перевозок. Что нужно знать пассажирам?
Фото носит иллюстративный характер
В Беларуси создается госреестр, куда включат всех перевозчиков на маршрутах нерегулярного сообщения. Выяснили, зачем нужен этот реестр и как он повлияет на пассажирские перевозки.
В начале 2024 года при участии Комитета госконтроля в Беларуси был принят указ Nº32 "Об автомобильных перевозках пассажиров".
Документ понадобился в том числе для того, чтобы остановить работу "нелегалов", сообщает ведомственный журнал КГК "Государственный контроль: анализ, практика, комментарии".
Эти лица работают в сфере нерегулярных перевозок пассажиров на маршрутках и такси, но зачастую не обеспечивают безопасность движения и скрывают реальную выручку.
Помимо прочего, "нерегулярщики" создают недобросовестную конкуренцию. Так, они опережают на маршрутах государственных автоперевозчиков и в прямом смысле слова забирают у них пассажиров.
Нелегалы получали миллионы
К примеру, одна из компаний Брестской области, занятая междугородными перевозками пассажиров, за четыре года скрыла от налогообложения доходы на сумму свыше Br7,5 млн.
Часть скрытой выручки шла на зарплату "в конверте" водителям. Сумма неуплаченных налогов превысила Br700 тыс.
По схожей схеме действовал преступный бизнес такси в Минске.
Сеть организаций, которыми руководили иностранцы, нанимала таксистами своих соотечественников. Более Br5 млн выручки скрыли, направив ее на зарплату "в конверте" 800 водителям и личные нужды организаторов бизнеса.
За сокрытие выручки, дробление бизнеса, выплату "серых" зарплат, неподачу налоговых деклараций в 2023 году по материалам органов финансовых расследований КГК возбуждено более 25 уголовных дел в сфере нерегулярных автоперевозок.
При этом ряд нарушений выявлен и у легально работающих на регулярных маршрутах частных перевозчиков.
Шлагбаум на пути "нелегальщиков"
Указ № 32 предусматривает создание госреестра, который будет включать все сведения о перевозчиках, диспетчерах, водителях и их транспорте.
Работа перевозчиков в нерегулярном сообщении, которые не включены в госреестр, запрещается с 1 ноября 2024 года. Нелегалам грозят штрафные санкции вплоть до конфискации транспорта.
В КГК констатируют, что с принятием указа Nº32 и созданием реестра работа "нерегулярщиков" станет максимально прозрачной.
Уже сейчас "теневой" сегмент рынка пассажирских перевозок практически ликвидирован, а десятки бывших нерегулярных перевозчиков получили разрешения, заключили договоры с местными органами власти и легально выполняют перевозки граждан, сообщили в КГК.
К примеру, только в 2023 году, когда уже стало понятно, какие новшества грядут в работе транспортных организаций после принятия указа Nº32, "нерегулярщики" начали массово регистрироваться в качестве регулярных перевозчиков.
Благодаря этому дополнительно введено более тысячи маршрутов.
Что будет с онлайн-сервисами?
В своей работе "нелегалы" использовали удобные для граждан онлайн-сервисы, где можно было узнать расписание маршруток, купить билет и вступить в переписку с водителем.
С 1 ноября по указу № 32 запрещается работа не только "нерегулярщиков", но и инфосистем в сфере нерегулярных перевозок, не размещенных и не зарегистрированных в Беларуси.
Если же перевозчики легализуют свою деятельность к этой дате и перейдут на регулярные рейсы, то пассажиры смогут пользоваться этими сервисами и дальше, сообщает "Государственный контроль".
Со своей стороны, Комитет госконтроля предложил запустить госсервис, который обеспечит взаимодействие между пассажиром, автовокзалом и перевозчиком.
В настоящее время ведется разработка единой государственной интернет-платформы продажи билетов на пассажирские перевозки. Срок реализации проекта – 2025 год.