Дорогостоящий протез изменил жизнь брестского подростка
15-летний Богдан Голодухин родился с аплазией левой руки – конечность не сформировалась ниже локтя. Однако жизненные испытания только закалили юного брестчанина. Он нашел себя в спорте, стал представлять Брестчину в настольном теннисе и добиваться побед. А совсем недавно, в середине сентября, получил долгожданный протез левой руки, оплатить который помог благотворительный фонд «Новое поколение», пишет «Вечерний Брест».
Этот момент круто изменил жизнь юного таланта – теперь у брестчанина новые грандиозные планы и цели в жизни. «Вечерка» поговорила с Богданом и его родителями – Евгением и Ириной Голодухиными – о том, каково было пройти этот нелегкий путь, воспитывая ребенка с врожденной патологией, не пасть духом и до конца верить в свой шанс.
По Божьему благословению
Имя для своего третьего сына чета Голодухиных выбрала не случайно. Как признается мама Богдана Ирина Александровна, в семье ждали девочку – разбавить мужскую компанию. Но завести третьего ребенка какое-то время не получалось. Вместе с супругом Евгением Ирина часто бывала в Свято-Успенской Почаевской лавре. Во время одной из исповедей почаевский настоятель подарил брестчанке небольшую книжечку «Право на жизнь». Совсем скоро Ирина узнала, что долгожданное пополнение в семье все-таки случится. По Божьему благословению в семье Голодухиных родился третий сын – Богдан.
«Не получилось у нас девочки, но я все равно была очень рада рождению сына, – с теплотой вспоминает Ирина Александровна. – Богдан был поздним ребенком, мне на тот момент было уже 40 лет, но все равно радость от его появления на свет было сложно описать».
О врожденной патологии Богдаши – аплазии левой верхней конечности (у малыша отсутствовала левая рука ниже локтя) – родители узнали сразу после родов. Ирина Александровна вспоминает, что после появления мальчика на свет в родильном отделении воцарилась тишина: врачи и медсестры, кажется, не знали, как сказать об этом маме.
«Первое, о чем я подумала: «Слава Богу, это не девочка и у него есть правая ручка. Будем растить, будем поддерживать нашего малыша, а когда вырастет – сделаем ему протез. К счастью, медицина совершенствуется, так что придет время, и мы что-нибудь придумаем», – вспоминает события 15-летней давности Ирина Голодухина.
Чернобыль в детях отзовется?
Старшие братья Богдана – Руслан и Владислав – родились абсолютно здоровыми, оба – спортсмены. Почему так вышло с младшим? Глава семьи в поисках ответа отправился в Национальный медицинский исследовательский центр детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера, что в городе Пушкине под Санкт-Петербургом. Родителей интересовали перспективы протезирования ребенка. Специалисты, узнав о патологии Богдана, предположили, что на нее могли повлиять события чернобыльской трагедии 1986 года. В Пушкине уже протезировали детей, родившихся неподалеку от Семипалатинского полигона, где проводились ядерные испытания советских бомб. А потому об «отложенном» влиянии радиации знали не понаслышке.
Ирина Александровна сразу вспомнила свои студенческие годы. В 1986 году ее, старшекурсницу Витебского технологического института легкой промышленности, отправили на преддипломную практику в Киев. Все лето она провела в столице Украины. И хотя об аварии на ЧАЭС тогда уже знали, никто даже не мог представить реальной радиационной угрозы и последствий, которые могут проявить себя и спустя 20 с лишним лет.
Спорт как путевка в жизнь
В раннем возрасте Богдану протезирование не делали сознательно: ребенок рос, и протез руки пришлось бы все время менять. Специалисты рекомендовали отложить процедуру до подросткового возраста в 15-16 лет, когда парень уже полностью сформируется. И Богдан с детства адаптировался к тому, чтобы управляться со всеми делами в быту только правой рукой. Он пошел учиться в обычную школу №6 и даже по стопам братьев подался в спорт – врожденный порок не стал преградой. В детстве пробовал футбол, волейбол, беговые дисциплины. Отсутствие руки не стало помехой для плавания – на воде Богдан сейчас держится уверенно. Но выбор пал на другой вид спорта. Который, забегая вперед, многое предопределил в жизни подростка.
В детские годы Богдан вместе с родителями часто играл в настольный теннис в Ледовом дворце. За этой игрой его и приметил Юрий Логадюк, тренер сборной области по настольному теннису среди инваспортсменов. И с восьми лет Богдан Голодухин активно занялся регулярными тренировками. Стал побеждать и занимать призовые места на различных турнирах, представляя Брестскую область и родной город. Но спортивные успехи стали не единственной его наградой.
Все пути ведут в Сколково
С инвасекцией по настольному теннису тесно сотрудничал брестский благотворительный фонд «Новое поколение», созданный в 2013 году по инициативе Почетного консула Франции в Бресте Леонида Стаецкого (сейчас дело отца продолжает его сын Владимир Стаецкий). Весной 2022 года директор фонда Елена Францевич оказывала помощь в приобретении необходимого инвентаря для секции и на фотоотчетах заметила играющего в теннис Богдана.
«Примерно в то же время со мной связались специалисты из российского «Сколково», – рассказывает Елена Владимировна. – В России есть государственная программа протезирования, и местный отдел благотворительности знал, что в Беларуси есть ребята, которым необходима помощь специалистов. Менеджеры обзванивали потенциальных меценатов, благотворительные фонды, которые могли бы помочь с приобретением протезов. И так получилось, что у нас в Бресте есть мальчик, нуждающийся в протезе, и есть предложение из России. Оставалось только связать два конца в этой истории счастливого совпадения. Мы созвонились с Ириной Александровной, обсудили детали. Наш фонд впервые оказал именно такую адресную помощь с протезированием. И считаю, что это был удачный опыт, ведь мы изменили жизнь Богдана к лучшему. И постараемся помогать в том же ключе другим детям».
Брестский благотворительный местный фонд «Новое поколение» был создан в 2013 году. Он занимается благотворительной деятельностью и предоставляет моральную, материальную и финансовую помощь детям-сиротам, одарённым детям, детям, оставшимся без попечения родителей или из неполных семей, детям с особенностями психофизического развития и их семьям, многодетным и малообеспеченным семьям.
Протез для Богдана Голодухина изготовила компания «Моторика», базирующаяся в инновационном центре «Сколково». Она специализируется на создании бионических протезов. Какое-то время ушло на оформление документов, но в целом левую руку для Богдана создали всего за 45 дней. Необходимые замеры семья Голодухиных сделала в домашних условиях, опираясь на консультации специалистов в режиме онлайн.
«Таких аналогов тягового протеза у нас в Беларуси не делают, – говорит папа Богдана Евгений Голодухин. – У «Моторики» был вариант и бионического протеза, который управляется сокращением всего двух мышц, но цена его – в три раза выше, так что мы пока остановились на механической версии. Она стоит 271 тысячу российских рублей (более 4,6 тысячи долларов по нынешнему курсу. – Авт.). Конечно, такие деньги не каждой семье по плечу, но с помощью фонда «Новое поколение» мы смогли приобрести протез».
С новой рукой – новая жизнь
Сам 15-летний Богдан Голодухин большую часть нашей беседы скромничает и немного стесняется. Но в глазах читается безусловная радость. Богдан признается, что расти с таким пороком, как аплазия, с бытовой точки зрения было не так сложно – почти все научился делать только правой рукой. А вот с точки зрения социализации определенные проблемы были. Парню хотелось скрыть свой дефект от ровесников, он испытывал определенные неудобства, ловя на себе пытливые взгляды.
Богдан говорит, что пока не до конца освоился с новым протезом, ведь получил его всего две недели назад. «Некоторые вещи привычнее делать по старинке, например, прижимая локтем, а не протезом. Но кое-что стало гораздо проще: например, открывать бутылки «колы» (смеется) или держать фен, поправляя волосы. Протез работает за счет сгиба локтя, а кисть поворачивается вручную на 360 градусов. Сама рука сделана из прочного пластика, весит около полукилограмма. При ношении мышцы не болят, но наличие протеза, конечно, ощущается», – рассказывает о новых ощущениях Богдан Голодухин. И добавляет, что в настольный теннис пока проще играть без протеза. Так и привычнее (мышечная память уже заточена), и меньше риска повредить дорогостоящую руку.
«Но ему протез сейчас полезно носить в плане укрепления здоровья, – дополняет сына Ирина Александровна. – Ведь раньше вся нагрузка приходилась на правую руку, и постепенно начал развиваться сколиоз. Кроме того, развиваются и мышцы на левой руке».
«Мечтаю выиграть турнир по покеру»
С планами после школы Богдан пока не определился. Признается, что настольный теннис останется только как хобби, а в остальном планирует учиться на юриста или психолога. Возможно, свяжет жизнь с иностранными языками: в прошлом году он занял третье место на районной олимпиаде по английскому языку. Но есть у Богдана и давняя мечта: он хочет выиграть крупный международный турнир по покеру. Парень любит играть в техасский холдем. И едва ли не первое, что он сделал дома, получив новый протез, – попробовал сыграть в карты. «Пока не очень получается тасовать», – улыбается Богдан.
Мама Ирина Александровна готова поддержать сына в любых начинаниях. Для нее самое ценное – видеть улыбку своего ребенка. «С того момента, как Богдан получил протез, прошло немного времени, но я вижу, как сын изменился. Он раньше был таким домашним, не любил выходить в люди и даже дома прикрывал свою левую руку длинной рубашкой. Но теперь он стал совсем другим – жизнерадостным, веселым, общительным. Я очень благодарна фонду «Новое поколение» – без их помощи мы бы, наверное, никогда не пришли к такому результату. Спасибо тем людям, которые проявили заботу. И знаете, я верю в судьбу. Она не просто так дала Богдану испытание. Мы верим, что когда-нибудь он добьется больших высот и, возможно, сделает для родного Бреста что-нибудь очень знаковое», – с улыбкой говорит на прощание Ирина Голодухина.