Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Доверяй, но переоформляй! Белорус продал Volvo без снятия с учёта и уже пожалел об этом

Нам регулярно приходят истории от читателей о продажах автомобиля без переоформления, приводящих к веренице проблем. Сегодня публикуем одну из них, а также разговор с адвокатом, в котором выясним, как безопаснее всего выходить из подобных ситуаций.

«Обещали переоформить!»

Начинается эпопея Артёма, жителя Столбцов, весьма банально: долгое время старенький Volvo S40 стоял без дела, ржавел, пока владелец не решился сдать автомобиль в утиль.

— «Вольво» 1996 года выпуска находилась у меня под забором, поэтому даже смысла передвигаться на ней не видел. Приехали ребята, один из которых оказался моим знакомым, предложили немного «подшаманить», а потом снять её с учёта и оформить на себя, когда соберутся продавать. В общем, ударили по рукам. Как потом выяснилось, ничего страшного с Volvo S40 не было, поэтому после небольшого ремонта машина завелась и поехала.

— Ребята действительно сдержали слово — отремонтировали авто, после чего мы вместе отправились в ГАИ ставить Volvo на транзитные номера. Договорились, что в дальнейшем они переоформят машину или на знакомого, или на покупателя, когда тот появится. Мы разошлись, а уже месяц спустя (в мае этого года) «Вольво» уехала в Минск. Покупатели оформили расписку о том, что предоставят фото счёта-справки и поставят на учёт автомобиль в ближайшее время. Вот только уже через два месяца S40 снова появилась в продаже.

— Мой знакомый связался с купившими Volvo минчанами, и те пообещали при реализации оформить счёт-справку, уверяя, что всё в порядке. До начала октября было тихо, а потом мне начали приходить «письма счастья». На сегодня их уже пять!

«За месяц трижды сменила хозяев»

Как отмечает бывший владелец, все штрафы — с камеры видеонаблюдения, расположенной в одном месте: на пересечении проспекта Независимости и улицы Фогеля. Превышения скорости — в диапазоне от 12 до 27 км/ч.

— Тогда я уже начал восстанавливать последовательность и смотреть, кому принадлежит машина, — рассказывает Артём. — Мой знакомый предоставил телефон ребят, которые обещали по закону переоформить автомобиль. Созвонился с ними — на учёт его не ставили! Но продали на тех же условиях. Ситуация, конечно, донельзя странная. Теперь ищем концы все вместе — помогает каждый участник цепочки. Номеров покупателей много, а у кого машина — так сразу и не разберёшься. В общей сложности за месяц она трижды сменила владельцев.

— История хождения по рукам обрывается в конце сентября, когда у очередного хозяина автомобиль выкупили какие-то ребята восточных кровей. Уже в середине октября стали приходить штрафы, — с досадой сообщает белорус.

— Очень хочется решить всё полюбовно: просто найти новых владельцев и договориться, чтобы они переоформили этот «Вольво». Я сам постоянно в рейсах — работаю дальнобойщиком. Поэтому непогашенные штрафы могут стать проблемой при пересечении границы. Часть из них уже оплачена, а с остальными нужно разобраться до конца ноября.

По словам жителя Столбцов, все участники цепочки перепродажи автомобиля активно подключились к поискам. Вместе с ними — откликнувшиеся в социальных сетях белорусы.

— Даже минские таксисты обещали присматриваться к району, где фиксировались правонарушения, — говорит мужчина. — Насколько понимаю, откажутся новые владельцы переоформлять машину — я смогу её забрать, ведь по документам это моё имущество. Хотя и не хочется, чтобы до такого дошло.

Если поиски не принесут плодов, фактический владелец намеревается обращаться в милицию, однако всё ещё вопрос, как такую ситуацию оценят правоохранители.

— Есть на руках расписка от парня, который купил машину у моего знакомого и обещал поставить на учёт. Он сам не скрывается, наоборот, готов помогать, но каким образом — не знает.

— На сегодня «транзиты» уже просрочены, а сама «Вольво» с лета ездит без автогражданки. Для меня это самое страшное, потому что, не дай бог, случится ДТП — проблем не оберёшься и останешься крайним. Да, безусловно, есть доказательства моего отсутствия в Беларуси в дни некоторых превышений скорости. А если буду не в рейсе? Очень боюсь, что случится непоправимое.

Артём не оставляет надежд: может быть, после выхода материала новые собственники откликнутся или кто-то всё же подскажет, где их искать.

Адвокат: «Обращаться в суд — нужно и правильно»

Прокомментировать ситуацию мы попросили адвоката Геннадия Тараса. Эксперт в области права назвал историю достаточно распространённой, однако непростой.

— В идеале владельцу лучше определиться со стратегией на консультации с адвокатом: понять, на что он готов и какую цель преследует. С точки зрения защиты своих интересов нужно подавать исковое заявление об истребовании имущества из незаконного владения. Сама по себе процедура поведёт за собой оплату госпошлины и помощи адвоката. Дальше начнётся соответствующее исполнение — но маловероятно, что оно приведёт к чему-то, — говорит собеседник.

— В подобной ситуации нужно и правильно обращаться в суд за защитой своих прав. Она заключается в подаче иска о признании сделки ничтожной или истребовании имущества из незаконного владения. Через три месяца, заплатив госпошлину и оплатив помощь адвоката, владелец получит листок формата А4, где будет написано: «Суд решил истребовать имущество из чужого незаконного владения». После вступления решения в силу, возбуждения исполнительного производства на добровольное исполнение уйдёт три месяца, затем пришлют ещё одну бумагу — акт о невозможности взыскания. Хотя с точки зрения закона все действия правильны, исполнительное производство закроют: банально потому, что у этих людей на руках уже не будет машины.

— При этом если перекупщики окажутся непорядочными, то попробуют взыскать с самого владельца за неосновательное обогащение, то есть вернуть средства. Сделка была, а имущество уже истребовано — решение об этом ведь вступило в силу, даже если фактически машину владельцу не нашли. В такой ситуации у собственника есть риск потерять авто, отдать деньги со всеми пенями и продолжать платить по чужим штрафам. А при обращении в вышестоящие органы ему ответят кратко: «Нужно было составлять договор — сами виноваты». Это худший вариант развития событий из возможных, но случается и такое.

— Предложить какой-то универсальный способ и порядок действий не получится — их владелец должен выбирать вместе с адвокатом в зависимости от нюансов. Иначе выйдет как в сценарии, который я описал ранее.

Фото: личный архив Артёма
#минская_область #столбцы #камера #авто
Что ещё почитать:

В Барановичах водителя оштрафовали после видео в интернете

В Беларуси продавец авто вышел заправить машину, а покупатель её угнал — подробн...

В Бресте в ноябре снова зацвели сирень и шиповник

Как избежать переплат за воду? Проверьте счетчики, чтобы не разориться

Помните бракованную сотню долларов из Беларуси? Узнали, сколько она может стоить

Есть ли польза от искусственной икры? Что говорит врач

Пьяного белоруса задержали в Польше за перевозку наркотиков

Местный сбор за пересечение границы Беларуси станет постоянным