Доверяй, но переоформляй! Белорус продал Volvo без снятия с учёта и уже пожалел об этом
Нам регулярно приходят истории от читателей о продажах автомобиля без переоформления, приводящих к веренице проблем. Сегодня публикуем одну из них, а также разговор с адвокатом, в котором выясним, как безопаснее всего выходить из подобных ситуаций.
«Обещали переоформить!»
Начинается эпопея Артёма, жителя Столбцов, весьма банально: долгое время старенький Volvo S40 стоял без дела, ржавел, пока владелец не решился сдать автомобиль в утиль.
— «Вольво» 1996 года выпуска находилась у меня под забором, поэтому даже смысла передвигаться на ней не видел. Приехали ребята, один из которых оказался моим знакомым, предложили немного «подшаманить», а потом снять её с учёта и оформить на себя, когда соберутся продавать. В общем, ударили по рукам. Как потом выяснилось, ничего страшного с Volvo S40 не было, поэтому после небольшого ремонта машина завелась и поехала.
— Ребята действительно сдержали слово — отремонтировали авто, после чего мы вместе отправились в ГАИ ставить Volvo на транзитные номера. Договорились, что в дальнейшем они переоформят машину или на знакомого, или на покупателя, когда тот появится. Мы разошлись, а уже месяц спустя (в мае этого года) «Вольво» уехала в Минск. Покупатели оформили расписку о том, что предоставят фото счёта-справки и поставят на учёт автомобиль в ближайшее время. Вот только уже через два месяца S40 снова появилась в продаже.
— Мой знакомый связался с купившими Volvo минчанами, и те пообещали при реализации оформить счёт-справку, уверяя, что всё в порядке. До начала октября было тихо, а потом мне начали приходить «письма счастья». На сегодня их уже пять!
«За месяц трижды сменила хозяев»
Как отмечает бывший владелец, все штрафы — с камеры видеонаблюдения, расположенной в одном месте: на пересечении проспекта Независимости и улицы Фогеля. Превышения скорости — в диапазоне от 12 до 27 км/ч.
— Тогда я уже начал восстанавливать последовательность и смотреть, кому принадлежит машина, — рассказывает Артём. — Мой знакомый предоставил телефон ребят, которые обещали по закону переоформить автомобиль. Созвонился с ними — на учёт его не ставили! Но продали на тех же условиях. Ситуация, конечно, донельзя странная. Теперь ищем концы все вместе — помогает каждый участник цепочки. Номеров покупателей много, а у кого машина — так сразу и не разберёшься. В общей сложности за месяц она трижды сменила владельцев.
— История хождения по рукам обрывается в конце сентября, когда у очередного хозяина автомобиль выкупили какие-то ребята восточных кровей. Уже в середине октября стали приходить штрафы, — с досадой сообщает белорус.
— Очень хочется решить всё полюбовно: просто найти новых владельцев и договориться, чтобы они переоформили этот «Вольво». Я сам постоянно в рейсах — работаю дальнобойщиком. Поэтому непогашенные штрафы могут стать проблемой при пересечении границы. Часть из них уже оплачена, а с остальными нужно разобраться до конца ноября.
По словам жителя Столбцов, все участники цепочки перепродажи автомобиля активно подключились к поискам. Вместе с ними — откликнувшиеся в социальных сетях белорусы.
— Даже минские таксисты обещали присматриваться к району, где фиксировались правонарушения, — говорит мужчина. — Насколько понимаю, откажутся новые владельцы переоформлять машину — я смогу её забрать, ведь по документам это моё имущество. Хотя и не хочется, чтобы до такого дошло.
Если поиски не принесут плодов, фактический владелец намеревается обращаться в милицию, однако всё ещё вопрос, как такую ситуацию оценят правоохранители.
— Есть на руках расписка от парня, который купил машину у моего знакомого и обещал поставить на учёт. Он сам не скрывается, наоборот, готов помогать, но каким образом — не знает.
— На сегодня «транзиты» уже просрочены, а сама «Вольво» с лета ездит без автогражданки. Для меня это самое страшное, потому что, не дай бог, случится ДТП — проблем не оберёшься и останешься крайним. Да, безусловно, есть доказательства моего отсутствия в Беларуси в дни некоторых превышений скорости. А если буду не в рейсе? Очень боюсь, что случится непоправимое.
Артём не оставляет надежд: может быть, после выхода материала новые собственники откликнутся или кто-то всё же подскажет, где их искать.
Адвокат: «Обращаться в суд — нужно и правильно»
Прокомментировать ситуацию мы попросили адвоката Геннадия Тараса. Эксперт в области права назвал историю достаточно распространённой, однако непростой.
— В идеале владельцу лучше определиться со стратегией на консультации с адвокатом: понять, на что он готов и какую цель преследует. С точки зрения защиты своих интересов нужно подавать исковое заявление об истребовании имущества из незаконного владения. Сама по себе процедура поведёт за собой оплату госпошлины и помощи адвоката. Дальше начнётся соответствующее исполнение — но маловероятно, что оно приведёт к чему-то, — говорит собеседник.
— В подобной ситуации нужно и правильно обращаться в суд за защитой своих прав. Она заключается в подаче иска о признании сделки ничтожной или истребовании имущества из незаконного владения. Через три месяца, заплатив госпошлину и оплатив помощь адвоката, владелец получит листок формата А4, где будет написано: «Суд решил истребовать имущество из чужого незаконного владения». После вступления решения в силу, возбуждения исполнительного производства на добровольное исполнение уйдёт три месяца, затем пришлют ещё одну бумагу — акт о невозможности взыскания. Хотя с точки зрения закона все действия правильны, исполнительное производство закроют: банально потому, что у этих людей на руках уже не будет машины.
— При этом если перекупщики окажутся непорядочными, то попробуют взыскать с самого владельца за неосновательное обогащение, то есть вернуть средства. Сделка была, а имущество уже истребовано — решение об этом ведь вступило в силу, даже если фактически машину владельцу не нашли. В такой ситуации у собственника есть риск потерять авто, отдать деньги со всеми пенями и продолжать платить по чужим штрафам. А при обращении в вышестоящие органы ему ответят кратко: «Нужно было составлять договор — сами виноваты». Это худший вариант развития событий из возможных, но случается и такое.
— Предложить какой-то универсальный способ и порядок действий не получится — их владелец должен выбирать вместе с адвокатом в зависимости от нюансов. Иначе выйдет как в сценарии, который я описал ранее.