Эти модели признавали «Автомобилем года» в Европе, а как голосуют кошельком белорусы?
Конкурсы "Автомобиль года" проводятся в разных странах и регионах, но исторически, географически и идейно нам ближе и понятнее европейский COTY. Ведь многие его победители стали хитами на белорусском вторичном рынке. Или нет?
Жюри конкурса составляют более 50 журналистов из двух десятков европейских стран. Они всесторонне изучают претендентов, попавших в шорт-лист, включая тест-драйвы. Когда они начисляют баллы, то оценивают ходовые качества модели, доступное оснащение по части комфорта и безопасности, учитывают топливную экономичность, инновационность, наверняка "примеряют на себя", и помимо "беспристрастной оценки" свой вклад вносят и эмоции (доказательство тому – очень много именно ярких и неординарных моделей если не в победителях, то в лидерах).
Но уж точно мало кто задается вопросами: а что будет с надежностью через 5, 10 или 15 лет, не развалится ли машина на дорогах некой Беларуси, сможет ли ее "осилить" гаражный сервис с применением китайских запчастей?..
Автобизнес решил вспомнить некоторых победителей и лидеров прежних лет и посмотреть, насколько популярными и любимыми они стали в нашей стране. Начать стоит с 1980-х, ведь более ранние модели на нашем рынке в лучшем случае просто известны и узнаваемы, но большинство из них присутствует в крайне скромных количествах.
1980-е
Возьмем даже 1980-й, когда автомобилем года была признана Lancia Delta. Да, конечно, впоследствии она получила мировую известность благодаря победам созданного на ее базе ралли-кара и омологационным "гражданским" Delta HF Integrale. Но в целом Delta прошла "мимо" нашего вторичного рынка. Это же можно сказать и про занявший третье место Peugeot 505 – кто теперь вспомнит хотя бы как он выглядит?
То ли дело "серебряный призер" того же 1980-го Opel Kadett D, а также его следующее поколение Е, которое стало победителем в 1985 году. В 1990-х их ввозили не менее охотно, чем VW Golf I и II. Это потом уже узнали, что по части кузова Opel не так долговечен, как конкурент из Вольфсбурга. То же и с победителем 1981 года – им стал Ford Escort Mk III, который был очень популярен у нас в свое время, однако по части репутации и ликвидности уступал "Гольфу".
Но вообще среди триумфаторов конкурса этого десятилетия хватает популярных и любимых у нас моделей. Спросите любого белоруса, и он скажет вам, что победа Audi 100 C3 (1983) или Peugeot 405 (1988) – это логично и справедливо. Хотя кто-то задаст вопрос: как могло случиться, что такие модели, как Mercedes-Benz W124, BMW 7-series E32, VW Golf II и Passat В3 оказались лишь в числе "призеров"? Все просто: в те годы победили Ford Scorpio, Opel Omega, Fiat Uno и Tipo соответственно.
Европейцы скажут, что размеры салона и багажника не самое важное, но у белорусов своя точка зрения на этот счет. Поэтому в нашей реальности Tipo не может быть лучше, чем Passat B3 и Opel Vectra, а в Европе – мог. Точно так же, как европейцы могли оценить Scorpio выше, чем Е-класс, а Omega дать больше баллов, чем "семерке" BMW. Поднялась бы на такое рука у белорусов? Риторический вопрос.
Кстати, в число "неудачников", остановившихся в шаге от победы, значатся Ford Sierra, Audi 80 B3, Opel Ascona и Vectra. Да это же настоящие бестселлеры нашей "вторички" в 1990-х! Peugeot 205 и Renault 25 ввозили в гораздо меньших количествах, их знают, но сложно сказать, что они когда-то были предметом желаний. Скорее это можно сказать про Volvo 760, Lancia Thema и Honda Prelude, которые в разные годы замыкали тройку финалистов конкурса.
А некоторые "призеры" и вовсе плохо соответствуют нашим представлениям о том, каким должен быть автомобиль года. Fiat Panda первого поколения, Lancia Y10, Citroёn AX, Austin Metro – не ездили, но осуждаем! Шутка, конечно, но эта "мелюзга" у нас никогда не пользовалась особым спросом, даже несмотря на минимальную стоимость.
1990-е
Нет, нам понятнее и ближе "нормальные" крупные модели. В финал конкурса они продолжали пробиваться и позже, чему доказательство – победа эпатажного Citroёn XM в 1990-м, революционного (для Ford) Mondeo в 1994-м и зажигательной Alfa Romeo 156 в 1998-м. Опять же в числе призеров этой декады – Nissan Primera, Citroёn Xantia, Peugeot 406, Mercedes-Benz W202, VW Passat B5, Audi A4 B5, Opel Calibra и даже представители бизнес-класса Audi A6, Opel Omega и Renault Safrane. Более того, второе место в 1990-м занял дорогущий Mercedes-Benz SL! Согласитесь, практически все эти модели в свое время у нас были или хитами, или объектами мечтаний.
То же и с С-сегментом. Победителем конкурса в 1992-м стал VW Golf III, ему уступила Astra – обе модели можно считать народными белорусскими автомобилями на протяжение нескольких десятилетий. Показательно, что их следующие поколения довольствовались вторыми местами в конце 1990-х. В 1996-м победила парочка Fiat Bravo/Brava, а в 1999-м – Ford Focus, и это тоже достаточно популярные модели на нашем рынке в 2000-х. И конечно, пионер в сегменте компактвэнов Renault Megane Scenic, взявший титул в 1997-м, – это второй "выбор белоруса" после VW Passat B3.
Но любовь европейцев к малолитражкам нашим рынком не принимается. Например, супермини (так европейцы называют модели В-сегмента) Renault Clio, Nissan Micra и Fiat Punto получили заветный титул, а Ford Fiesta Mk III, VW Polo, Peugeot 206 остановились на подступах к нему. Такой популярностью, как в Европе, у нас эти "малыши" не пользовались, хотя любая из данных моделей до сих пор встречается на наших дорогах, равно как и "кроха" Ford Ka (2-е место в 1997-м). А вот Fiat Cinquecento, которому до победы в 1993-м не хватило всего 34 балла, у нас крайне редкий гость.
2000-е
Если бы Fiat Multipla стал в 2000-м автомобилем года, вот это был бы фокус! Но его остановили на второй позиции, отдав победу Toyota Yaris. А ведь куда более любимой и популярной у белорусов в итоге была Zafira A, замкнувшая тройку лидеров. Похожая история и с 2007 годом: ставший третьим Citroёn C4 Picasso у нас пользуется гораздо большей популярностью, чем победитель Ford S-Max.
Малолитражек в победителях снова хватало. Fiat отыгрался в 2004-м и 2008-м: Panda оставила позади Mazda 3 и VW Golf V, модель 500 обыграла в финале Mazda 2 и Ford Mondeo Mk IV. А Renault Clio III, в свою очередь, обыграл VW Passat B7 и Alfa Romeo 159. Как показало время, белорусы затем голосовали кошельком за "проигравших", массово притягивая из Европы Passat и Mondeo. А на "Панде" пусть Кришкевич катается.
Другое дело Peugeot 307 и Megane II, победившие в 2002-м и 2003-м соответственно. Обе модели вполне "зашли" и у нас. И даже Toyota Prius II – выбор многих белорусов, причем именно это поколение считается едва ли не лучшим в плане надежности. И Opel Insignia, обошедший в 2009-м Ford Fiesta Mk VI и VW Golf VI, это тоже "по-нашему". Все же следует признать, что пятое и шестое поколения "Гольфа" не так популярны у нас, как предшествующие.
2010-е
Volkswagen взял свое в следующем десятилетии. В 2010-м его Polo оставил позади Toyota iQ и Opel Astra J, в 2013-м Golf VII не оставил ни единого шанса Toyota GT86 / Subaru BRZ и Volvo V40, а в 2015-м Passat B8 разгромил Citroёn C4 Cactus и Mercedes-Benc C-class W205. И время показало, что такая расстановка абсолютно справедлива.
Затем, казалось, жюри конкурса попало под влияние "зеленых": Nissan Leaf победил в 2011-м, оставив позади красавицу Alfa Romeo Giulietta и практичный "колобок" Opel Meriva. А в 2012-м титул получил Chevrolet Volt / Opel Ampera, хотя в соперниках были крошечный (как любят европейцы) VW Up! и Ford Focus III. Неужели все, без электрификации никак?
Но в иные годы результаты могли быть достаточно консервативными. Например, в 2014-м Peugeot 308 II признали лучшим – позади остались "электрички" BMW i3, Tesla Model S. А в 2016-м выиграл Opel Astra K, что логично, ведь Volvo XC90 – это как-то слишком дорого, a Mazda MX5 пусть и дарит кучу эмоций, но практичности ей недостает. Собственно говоря, примерно по тем же причинам и белорусы сейчас отдают предпочтение "Астре", а не ее ближайшим преследователям в конкурсе.
А концовка десятилетия получилась "кроссоверной". Так, в 2017-м победителем стал Peugeot 3008 II, в 2018-м – Volvo XC40, а в 2019-м – Jaguar I-Pace, причем последний заработал столько же баллов, что и спорткар Alpine A110, а Kia Ceed III уступил им всего 3 балла!
2020-е
Прошло всего несколько лет, но очевидно, что финалы конкурса без "электричек" и гибридов уже не обходятся. Это, между прочим, удорожает технику, поэтому больше шансов – у компактных и относительно недорогих моделей. Ведь в 2020-м именно небольшой Peugeot 208 (имеющий в том числе и полностью электрическую версию) "обскакал" более крупные электромобили Tesla Model 3 и Porsche Taycan.
А Toyota Yaris (не только "раллийный" GR, но и куда более близкий рядовому покупателю гибрид) обошла стильный, но дорогой электрокар Fiat 500e и кроссовер Cupra Formentor. Думается, со временем 208-я модель и Yaris получат свою справедливую долю и на белорусском вторичном рынке, хотя Tesla Model 3 в своем сегменте уже можно считать популярной и любимой моделью.
2022-й отметился трио электрических моделей Kia EV6 (279 баллов), Renault Megane E-Tech Electric (265 баллов) и Hyundai Ioniq 5 (261 балл), и можно не сомневаться, что со временем все три модели будут делать погоду в своем классе и на вторичном рынке. Но сложно представить, что в ближайшие годы они реально затмят авто с ДВС у нас.
В этом-то и проблема. Европа постепенно отказывается от дизельных двигателей, бензиновые дополняют "мягкими" и не очень гибридами, а к 2030-му должны остаться только дорогие "электрички". Учитывая наши реалии, так себе перспектива.
Но посмотрите: в этом году победителем объявлен Jeep Avenger, собираемый в Польше (там же, где победители предыдущих лет Fiat 500 и Panda) и имеющий не только электрические, но и бензиновые версии. Долгожданный VW ID.Buzz и просто еще один электрический кроссовер (да-да, теперь это обыденность) Nissan Ariya – лишь на втором и третьем местах соответственно.
Стиль стилем, экология экологией, но надо и про практичность думать, и про доступность. Как показывает история конкурса, эти аспекты были важными раньше, актуальные они и сейчас. Потому и модели-победители, за малым исключением, оказываются в чести не только у европейских покупателей, но и у белорусских.