Этому не учат в автошколах. Правила автомобильного этикета
Чтобы безопасно и комфортно перемещаться из точки А в точку Б, кроме умения рулить, а также различать педали и знаки, желательно владеть правилами невербального общения водителей. Как не быть автохамом? Как поблагодарить, извиниться? Почему «правильно» — это не всегда по правилам? И главное, почему подобному не учат в автошколе? Об этом рассказала «Смартпресс» автоблогер, инструктор по контраварийному вождению Мария Вашкевич.
Что отличает вежливого водителя?
— Надо больше ориентироваться не на правила дорожного движения, а на конкретную дорожную ситуацию. Я, например, ловлю зрительный контакт с другими водителями, слежу за динамикой автомобилей, натурально веду у себя в голове диалог с каждым из водителей. Мы все ошибаемся, и важный принцип: дай дорогу другому, будь готов уступить приоритет. Дословно соблюдать ПДД очень часто не получается: то машины припаркованы не по правилам и нужно нарушать разметку, то мы сами вежливо пропускаем выезжающего со второстепенной дороги.
Какие есть сигналы, знаки у водителей и что ими можно сказать?
— Когда между водителями есть зрительный контакт — общаемся обычными жестами. На удалении пользуемся звуковыми и световыми сигналами. Прежде всего световыми, потому что звуковой сигнал по ПДД применяется только для предотвращения дорожно-транспортной ситуации. Например, на остановке загорелся зелёный, а машина перед вами не движется. Сначала пару секунд надо подождать, потом поморгать. Затем можно подать лёгкий короткий сигнал клаксона. Но дальше нельзя сигналить. Если водитель не отреагировал, включаете сигнал поворота и выезжаете.
Морганием мы предупреждаем об опасности. Это не только пост ГАИ, но и пьяный на дороге или лось на обочине.
Моргание дальним и сбрасывание скорости — сигнал тому, кто стоит на второстепенной: проезжай.
Моргание левым поворотником — вежливая просьба уступить дорогу (если действительно надо). При этом, когда сдвигаетесь левее, чтобы водитель впереди вас видел, важно держать дистанцию. Если так не делать, управление получается нервным и опасным, а кроме того, водитель впереди не видит световых сигналов.
Аптечка к окну — срочно надо проехать в больницу и т. д.
Аварийка используется либо для извинений, либо для благодарности. При этом нужно помнить, что за рубежом этот жест может быть расценён как сигнал экстренного торможения — тогда вероятны плохие последствия. За границей в знак благодарности используют попеременный сигнал левого и правого поворотника.
Топ дорожного хамства:
- - В Беларуси нет понятия безлимитных дорог. Кому-то моргать и сгонять человека с полосы — невежливо. Право прогонять с дороги имеют только машины со спецсигналами.
- - Несоблюдение дистанции, подпирание сзади. От этого есть хорошее лекарство — включить надолго аварийку. Подпирающие испаряются.
- - Опережение по обочине (грешат этим так называемые обочечники). Единственные, кому во многих странах официально разрешено опережение по обочине, — мотоциклисты.
- - Торможение в последний момент перед перекрёстком, переходом и т. д. Это вынуждает автомобиль на главной снижать скорость, чтобы предупредить возможную аварию. Соответственно, уменьшается скорость всего потока.
- - Ездить «по пяткам» пешеходов — а если пешеход уронил что-то, споткнулся?
- - Торопить других на светофоре — сигналить и выражать недовольство.
- - Не пропускать перед собой машины при перестроении. Дистанция существует как раз для того, чтобы было легко перестроиться. Если не держать дистанцию, это вынуждает водителя, который не может перестроиться, тормозить свой поток или подрезать.
Почему у нас все газуют перед перекрёстками и едут на мигающий жёлтый?
— Как правильно проезжать пешеходные переходы и перекрёстки? Нога всегда бросает газ и переносится на тормоз! В европейских странах этому учат в автошколе — нельзя добавлять газ перед опасным участком. Наоборот, при подъезде к перекрёстку или переходу нужно снижать скорость, даже если горит зелёный. Зажёгся жёлтый — тормози.
У нас 70% ДТП с пешеходами происходит по вине водителей. Всё начинается с автошколы и экзамена. Никто не смотрит, где ноги курсантов. Отсюда столько проблем с перепутанными педалями на «автоматах». Люди пересаживаются на АКПП и даже с громадным опытом вождения путают педали.