Факты о трассе М1 в Беларуси — это интересно почитать
Республиканская магистральная автомобильная дорога М-1/Е 30 «Брест (Козловичи) – Минск – граница Российской Федерации (Редьки)» является важнейшей транспортной артерией Республики Беларусь.
Эта современная дорога является частью международной сети дорог категории Е и входит в состав маршрута Е30 Корк…-Лондон…-Гаага…-Берлин…-Варшава…-Брест…-Минск…-Москва…-Челябинск..– Омск и азиатского маршрута AH6, следующего в Южную Корею.
По территории Республики Беларусь дорога пересекает 4 области: Брестскую, Гродненскую, Минскую, Витебскую.
Протяженность дороги составляет 609,955 км.
Трасса имеет богатую историю. 1 октября 1938 года Россия и Беларусь стали еще ближе друг к другу: именно тогда, почти 86 лет назад, началась активная фаза строительства автомагистрали Москва – Минск, согласно постановлению советского строительства. Сегодня она обозначена на картах как трасса М 1/Е30.
Для осуществления стратегического проекта было создано Управление строительством дороги, которое дислоцировалось в городе Вязьме (сейчас Российская Федерация).
Поначалу автомагистраль должна была иметь 18-метровую ширину проезжей части плюс 3-метровую разделительную полосу. Но это еще не все. Применявшиеся в то время в сельском хозяйстве тракторы имели огромные, в человеческий рост, железные колеса, снабженные опять же треугольными металлическими шипами.
Чтобы эти мастодонты не портили асфальт, специально для них сбоку основной трассы предполагалось проложить тракторные пути. По проекту все пересечения с рельсами и другими большими автодорогами осуществлялись в разных уровнях. Для прогона скота через каждые 5 километров проектировщики предусмотрели сооружение под магистралью специальных каменноарочных скотопрогонов.
Дорога должна была стать одной из первых больших советских строек того времени. …Однако такой проект магистрали Москва – Минск получился слишком дорогим: в соответствии со сметой, на его реализацию требовалось ни много ни мало – 1 миллиард советских рублей. После долгих переработок был принят более скромный вариант общей стоимостью 600 миллионов рублей.
На грандиозной стройке было задействовано в общей сложности около 105 тысяч человек. Им предстояло возвести 115 мостов общей длиной три с лишним километра, в том числе через крупные реки Днепр, Вопь, Бобр, Вязьма, соорудить 627 труб и 9 путепроводов.
Работники вручную расчищали трассу, корчевали пни, возводили земляное полотно. За неполных три года было обработано около 20 миллионов кубометров земли – почти столько же, сколько при проведении Беломоро-Балтийского канала.
Возведение автомагистрали было приостановлено весной 1941 года.
Восстановительные работы на шоссе начались уже в 1942 году под боевым огнём противника и продолжались вплоть до 1955 года, тогда вся автомагистраль и подъезды стали в асфальтобетонном покрытии. Общий ущерб, нанесённый дороге в период войны, составил по самым приблизительным оценкам колоссальную сумму – 170 миллионов рублей.
Еще одна масштабная реконструкция была проведена перед XXII Олимпийскими играми 1980 года.
Конечно, последние 86 лет дороги – это лишь страничка в истории этого сухопутного пути, столетиями соединявшего Европу, Беларусь и Россию. Достаточно взглянуть на названия городов и поселков вдоль нее. Тут и Брест – в XI веке древнерусский торговый центр, расположенный на мысе, образуемом рекой Западный Буг и левым рукавом реки Мухавец, и Жодино, основанное еще Богуславом Радзивиллом, и иные летописные города.
По этому пути в разное время прошагали отряды короля Сигизмунда, бравшие Москву, и дружины Минина и Пожарского, прогнавшие непрошеных гостей обратно. Летом 1812 года по ней на восток браво продефилировала армия Наполеона, а спустя несколько месяцев остатки ее без оглядки бежали восвояси…
На сегодняшний день это важнейшая магистраль, через которую осуществляется значительный объем грузовых автоперевозок, и она, как и прежде, сохраняет свое огромное стратегическое значение.