Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

«Фуры не остановятся». Как собираются работать перевозчики в условиях санкций

Запрет на въезд в страны ЕС белорусских и российских фур, введенный вместе с пятым пакетом санкций, является серьезным ударом как по перевозчикам, так и по экономике страны. На первый взгляд кажется, что на существовании сферы международных грузоперевозок в Беларуси может быть поставлен крест. Но так ли все плохо на самом деле? Автобизнес обсудил ситуацию с представителями транспортных компаний.

Вопрос Чернышевского

Напомним, что с 9 апреля предприятиям автомобильного транспорта, основанным в Беларуси, запрещается перевозка грузов по территории ЕС, а также транзит через страны Евросоюза. Те грузовики, которые на 9 апреля находились в ЕС, могут доставить груз, но вернуться в Беларусь они должны до 16 апреля. При этом ничего не сказано о том, что будет, если перевозчики не успеют уложиться в отведенный срок по причинам поломки в рейсе или очереди на границе. Многие опасаются, что тягачи вместе с прицепами могут остаться на территории Евросоюза. При этом в Литве уже обсуждается вариант продления сроков возврата машин.

Но даже если они успешно вернутся в Беларусь, перед транспортными компаниями встает вопрос: что делать? Менять географию перевозок, сворачивать бизнес в стране и открывать его под юрисдикцией другого государства, придумывать схемы обхода санкций или вовсе закрываться? 

Ответы на эти вопросы в первую очередь мы хотели получить у крупных перевозчиков, но там отказались давать комментарии. Впрочем, именно у транспортных компаний с парком в сотни автомобилей есть пространство для маневра. Правила работы в сфере международных перевозок диктуют таким компаниям необходимость создания юридических лиц в разных странах и регистрации там же своих автомобилей. Соответственно они могут использовать фуры, скажем, на казахстанском учете для перевозок по Европе, а машины, зарегистрированные в РБ и РФ, направить на Восток. По имеющейся у нас информации так сейчас и происходит.

"Головы" и "хвосты"

У небольших перевозчиков таких возможностей нет. Некоторые из них видят в качестве способа продолжения дальнейшей работы схему с перегрузкой перевозимых товаров из европейской фуры в белорусскую и наоборот на территории СВХ или вариант с заменой "головы", если прицеп зарегистрирован в ЕС.

"Работали по маршруту Польша – Россия. Ситуация сложная. Но успокаивает то, что нет кредитов на шее, – говорит представитель компании, в парке которой 40 сцепок. – Переживать, что Польша не выпустит транспорт? Выпустит, только придется выгрузить груз и возвращаться пустому в РБ.

Что делать в сложившейся обстановке? Надеяться, что граница откроется, без толку. Остается верить в то, что руководство страны просчитает все пункты и придет к мнению, что нужно закрыть белорусские дороги для транспорта из ЕС, дав ему возможность доставлять грузы до ближайшего СВХ. Там мы их перегружаем и едем в РФ. Другого выхода нет.

Схема с заменой "головы" частично рабочая. Здесь зависит от прицепа. Если он на белорусской регистрации, то его не впустят в ЕС даже с польским тягачом. В этом случае нужно перегружаться на СВХ. 

У меня половина прицепов на польской регистрации. В таком случае я просто отдаю прицеп поляку, и он везет его дальше в Польшу без перегрузки.

Что мы ждем? Информацию от руководства РБ. Если она не совпадает с нашими планами, то, к сожалению, нужно продавать транспорт и ехать строить тот же бизнес в ЕС. Там хоть есть перспектива".

Впрочем, некоторые собеседники утверждают, что грузовики с европейскими номерами и прицепами, зарегистрированными в Беларуси и России, пускают на территорию ЕС. Но, по их словам, замена тягача или перегрузка товара – не самый простой вариант: "Около границы складов временного хранения нет, места для разворота нет, когда очереди – там встать негде, не то что перецепиться. На тех СВХ, куда я вожу грузы, иногда контейнер проблематично поставить. А что будет, если туда направится весь транзит?"

Все упирается в организацию процессов. При должном подходе ситуация может даже сыграть на руку белорусским перевозчикам, считает один из высказавшихся представителей отрасли: "Грузоперевозки на этих санкциях не остановятся. Уже 8 апреля нашу машину, направлявшуюся в Европу, отправили в отстойник, а затем на СВХ в Брест. После заключения контракта между заказчиком и таможенным складом товар выгрузят на склад, перегрузят в фуру из ЕС, и он поедет дальше. Если эту процедуру упростить – перевозчики останутся в выигрыше: в очередях на границе проводится сумасшедшее количество времени, которое лучше потратить на работу. Логистических центров в РБ хватает, осталось лишь наладить процесс".

"Перевозки Беларусь – Россия сродни самоубийству"

Руководитель небольшой компании, парк которой состоит всего из восьми машин, считает складывающуюся ситуацию плачевной, но перевозки из Беларуси в Россию, по его словам, не выход: 

"В основном мы ездили в Прибалтику и Польшу. Ситуация с грузоперевозками для белорусских компаний плачевная. На данный момент остаются такие направления, как Азия и юг: Грузия, Турция. Для небольшого предприятия Азия недостижима, ее "подмяли" под себя перевозчики-гиганты. Грузия, Турция – очередь в Грузию по времени около 50 дней в одну сторону. Вот и думай, куда ехать... Перевозки Беларусь – Россия сродни самоубийству. Цена неадекватно низкая. 

Лизинги, кредиты – тут политика простая: банки будут решать давать отсрочку или нет. Естественно нет! Весь наш транспорт 10 апреля вернулся из Прибалтики пустым. Начались неплатежи за перевозки. Экспедиторы, у которых есть свой транспорт и обязательства по нему, будь то лизинг или кредит, закрывают в первую очередь свои лизинги и кредиты, а потом уже, если осталось, платят перевозчику. Так сейчас у нас и происходит по двум компаниям. И я думаю, станет только хуже.

Рассчитываем на ответные санкции в отношении Евросоюза. Как бы это ни звучало, но все руководители надеются на то, что запретят выезд водителей на так называемую каденцию в ЕС. Уедут водители – закроются небольшие компании. По интернету ходит обращение директора одной из компаний в БАМАП – в большинстве согласен с ним и поддерживаю!"

Выезд запретить

Предыдущий собеседник говорит о письме, активно обсуждаемом в среде перевозчиков. В нем от лица директора одной из компаний сформулированы предложения к Минтрансу, МИДу и БАМАП по сохранению транспортной отрасли. Помимо организации схемы работы по перецепке и перегрузке, о которой говорят почти все перевозчики, в письме предлагается в том числе "запретить выезд за границу территории Республики Беларусь водителям категории С, Д, Е до нормализации отношении с Евросоюзом" (орфография и пунктуация сохранены) из-за опасений, что "все водители Беларуси будут устраиваться в другие автотранспортные предприятия Евросоюза, что приведет к разрушению белорусских предприятий, т.к. не будет квалифицированных водителей". 

Еще одно предложение касается водителей, находящихся за пределами РБ: "Для водителей, которые уже находятся за пределами Республики Беларусь (работают водителями в автотранспортных предприятиях стран ЕС) довести до сведения, что они обязаны вернуться на территорию Республики Беларусь в течение месяца, т.к. Республика Беларусь не может гарантировать их безопасность, а для не вернувшихся на территорию Республики Беларусь запретить въезд и выезд на территорию Республики Беларусь на 3 года".

#беларусь #дальнобойщик #работа
Что ещё почитать:

«Возвращаю каждую вторую вещь». Белорусы рассказывают, как сдают покупки в магаз...

Belavia будет летать в самый отдаленный от моря город в мире

Супруги хотели купить автомобиль в интернете, но остались ни с чем. Как так вышл...

Водитель насмерть сбил коллегу, который вышел на дорогу из-за стоявшего автомоби...

500 кг! В Беларуси изготовили и подарили самую большую банку тушенки

У этой марки авто самый высокий показатель смертельных ДТП

В Беларуси выпустили электромусоровоз — посмотрите, как он выглядит

Жительница Брестской области решила сделать подарок сыну, но всё пошло не по пла...