Хургада ближе, чем Москва? Почему из аэропорта «Брест» нет рейсов в столицу России
Недавно на официальный сайт Брестского горисполкома поступило письмо от брестчанина Вадима Алексеевича Кузнецова, адресованное мэру города Александру Рогачуку, пишет «Вечерний Брест».
«В нашем городе необходимо поднять вопрос об открытии регулярного авиасообщения. На первых порах хотя бы с Российской Федерацией. На протяжении пяти лет в новостях появляются заявления о том, что совсем скоро наш аэропорт будет загружен как грузовыми судами, так и пассажирскими. Но, как видим, это «совсем скоро» затянулось уже на несколько лет. Не могу понять, что именно мешает организации полетов?
Во времена СССР из Бреста вылетали многочисленные рейсы в города России и т.д. У нашего аэропорта огромный потенциал: произвели реконструкцию ВПП, есть новая стоянка, современное оборудование – и все это для двух чартеров в месяц в зимний период и частных самолетов (в доковидные времена еще «Брест-Калининград», который тоже был сезонным)?!
У нашего аэропорта наиболее выгодное положение: всего несколько километров от города, чего не скажешь про другие в областных центрах. Что мешает переговорить с российскими авиаперевозчиками и договориться с одним из них о полетах хотя бы раз в неделю в выходной? Я уверен, если грамотно подобрать направление (Москва, СПб и другие), время, даты, организовать автобус к терминалу, то спрос на рейсы определенно будет.
Как мне кажется, такие суммы вложить в реконструкцию аэропорта и ничего не организовать – это просто несерьезно».
Это письмо попало в администрацию аэропорта «Брест» именно в тот момент, когда там оказался наш обозреватель – с тем же вопросом:
ПОЧЕМУ БРЕСТЧАНЕ НЕ МОГУТ ЛЕТЕТЬ ИЗ РОДНОГО ГОРОДА В МОСКВУ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, КРАСНОДАР, СОЧИ, БАТУМИ?
Здание современного аэровокзала, построенное по индивидуальному проекту, было открыто в 1986 году. Пропускная способность вокзала – 400 пассажиров в час. В настоящее время по техническим характеристикам аэропорт может одновременно обслуживать два «Боинга-737-800» вместимостью до 200 пассажиров. Условно, два крупных самолета могут стоять в аэропорту одновременно – один на вылет, второй – на прилет. За последние годы самым продуктивным для Брестского филиала стал 2019-й, когда брестчане приблизились к 50 тысячам обслуженных пассажиров в год. Летали чартерные рейсы в Египет (2 направления), Болгарию (2 направления), Черногорию, Турцию и один регулярный рейс в Калининград.
7 направлений планировались на сезон 2020 года, но пандемия коронавируса нарушила эти планы. Когда первый шок от распространения COVID-19 прошел, выработалась определенная полетная программа, в которой нашлось место Брестскому аэропорту. Из нашего города первыми поднялись в небо самолеты в египетскую Хургаду, потом – в Шарм-эль-Шейх; с брестчанами возобновил работу постоянный партнер, туроператор TEZ TOUR. Нынешним летом Брестский филиал «Белаэронавигации» запланировал полеты на курорты Болгарии и Туниса, но в начале сезона-2021 известные события приостановили европейскую полетную программу на неопределенное время. Полеты в Тунис не состоялись тоже.
Между тем, из столицы стартуют несколько самолетов в день в аэропорты Москвы, есть другие российские направления: Санкт-Петербург, Самара, Казань, Нижний Новгород, Уфа, Ростов-на-Дону; в курортном векторе – Сочи, Краснодар… В Грузию национальный авиаперевозчик доставляет пассажиров по трем направлениям: Тбилиси, Кутаиси, Батуми. Почему ни одно из этих направлений не востребовано в Брестском филиале? Этот вопрос остается открытым.
Попытки оживить брестский аэропорт предпринимаются постоянно. Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в РБ Евгений Лукьянов неофициально пообещал обратить пристальное внимание на проблему воздушного соединения Бреста с Калининградом.
— В текущем году мы направляли приглашения для сотрудничества в российские авиакомпании «Азимут», «Нордвинд» и «Сибирь», — рассказывает заместитель директора Брестского филиала ГП «Белаэронавигация» Александр Докучиц. — Предложили рассмотреть наш аэропорт как отправную точку для организации рейсов в Москву и Санкт-Петербург. Однако заинтересованности потенциальные партнеры не проявили. Будем надеяться, пока…
Специалисты считают, что российский бизнес не спешит рисковать. Полагается, что Брест с населением 350 тысяч человек не сможет дать того потока, который необходим для полной загрузки рейсов. Риск, конечно, есть в любом бизнесе. Но тупики бывают, как говорят в народе, только в голове. Брест действительно город небольшой, однако в Кутаиси проживает и того меньше: 147 тысяч жителей (данные 2021 года), по численности населения это третий город Грузии. Между тем, здесь приземляются и взлетают не только грузинские авиакомпании. Сюда выполняют рейсы Китайские восточные авиалинии, Австрийские и Британские авиалинии, всего 19 авиакомпаний мира. Открывшийся 9 лет назад, аэропорт Кутаиси обслуживает в год около 900 000 пассажиров.
КУДА ХОТЯТ ЛЕТЕТЬ БРЕСТЧАНЕ?
Очень активно люди интересуются полетами в две столицы – Москву и Варшаву. Обе рассматриваются, прежде всего, как хаб: из Москвы можно взять билет в любую точку России и мира. Варшава интересует как логистический центр, откуда пути ведут по всей Европе.
В летний период были бы востребованы южные направления – Сочи, Краснодар в России; Одесса – в Украине. Путь на самолете из Бреста в Одессу составлял бы часа полтора-два. Если отрегулировать цену на билет, это направление можно было поставить даже на чартер. Конечно, в летний период наших туристов интересует Грузия – прежде всего Батуми, куда достаточно было бы организовать регулярный рейс. И, конечно, люди хотят вернуть в наш аэропорт «балтийское» направление «Брест-Калининград».
— Мы отдаем себе отчет, что крупные суда в Брестском аэропорту не найдут полную загрузку, — рассуждает Александр Докучиц. – Но самолеты до 100 посадочных мест могли бы быть полностью загруженными. Чтобы прогнозировать спрос, нужны исследования специалистов. И нужно летать. В нынешнем году все чартеры из Бреста – два направления в Египет и одно в Турцию – были полностью загружены. Уверен, если бы Брест получил новое направление на отдых – Краснодар, Батуми, – оно было бы востребовано.
Только факты
- История аэропорта Брест начинается в сентябре 1945 года с обслуживания военных самолетов. Переход на «гражданку» произошел в 1976 году, когда были открыты пассажирские направления в Москву, Одессу и Харьков.
- В 1993 году – присвоен статус международного.
- Имеет одну взлетно-посадочную полосу с искусственным покрытием длиной 2620 метров.
- Годен круглосуточно к эксплуатации самолетов А-319-100, А-320-200, А-321-200, В-727-100, В-737-400, В-737-77, В-737-800, В-737-300, В-767-300ER и других самолетов с максимальной взлетной массой до 191 тонны и размахом крыльев до 51,9 м.