Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

«Их надо очень любить». Как учитель детей-инвалидов исполняет их мечты (Брестская область)

«А кому сейчас легко! Мне тоже тяжело! Мне бы кто помог!» – как заученную все повторяют одну и ту же фразу. Одни считают, чтобы помочь или сделать хоть и небольшое доброе дело, – нужно много денег. Другие – много времени и сил. И отказываются от таких затей и предложений. Но на самом деле это не так, что доказывает своим примером Галина Корнейчик.

«Для нас это мелочи, а у ребенка – мечта»

Галина Федоровна уже 16 лет работает на надомном обучении, занимается преимущественно с детьми-инвалидами. Она не только относится к ним со всей своей безграничной добротой, но и старается исполнить их мечту.

– Ваня (мальчик страдает ДЦП и передвигается на инвалидной коляске – ред.) очень хотел попасть в музей. Сделать это с коляской, а тем более во время пандемии, проблематично. И я договорилась с директором, сотрудниками музея, чтобы они пришли к Ване домой с экскурсией. Работники музея были рады провести такое мероприятие. Ваня остался в восторге! Он до сих пор вспоминает и ждет, когда мы попадем в сам музей, – рассказывает Галина Федоровна.

Зная, как другой ученик Матвей (болен эпилепсией) любит наблюдать за уличными музыкантами и интересуется музыкальными инструментами, учитель организовала для него экскурсию в музыкальную школу. Руководство учреждения сразу пошло навстречу. Преподаватели не только показали различные инструменты, но и сыграли на них.

– Матвей и его мама рады до сих пор. У Матвея есть книга про музыкальные инструменты, и теперь он рассказывает, что ему показывали в музыкальной школе, а каких инструментов, например, маракасов, там не было. Мне хотелось, чтобы у детей сбылась мечта, хоть небольшая. Для меня это мелочи, а для них значимо. Я очень рада, если могу исполнить их мечту, – признается учитель.

Следующим подарком от Галины Федоровны для мальчика станет поездка к вольеру с оленями. И он ее ждет с нетерпением. Тем более, учитель родом из тех мест – деревни Завелевье.

«Кто, если не я!»

Всегда хочется порадовать детей, признается Галина Федоровна. Сделать маленький подарок к празднику, организовать поздравление Деда Мороза для своих воспитанников. Помочь в малом: например, на своем авто отвезти на поезд или сразу в больницу, пусть и в другой город.

– Я их всегда очень жалею. Мне приятно, что я им помогла чем-то. И муж всегда поддерживал меня и участвовал, – отмечает учитель.

Поначалу работать с особенными детьми было тяжело, не скрывает Г. Корнейчик. По специальности Галина Федоровна учитель начальных классов. Сперва работала в сельских базовых школах. Потом перешла в СШ №1 на место, которое занимает по сей день.

– Сразу трудно было, думала, не смогу работать. После обычного класса было непривычно. Но буквально через полгода уже привыкла. Решила для себя: «Кто, если не я!» И потом – я всегда ставила себя на их место: а вдруг у меня была бы такая беда. Уже 17 лет прошло, и совершенно не думаю что-то менять или уходить, бросать своих учеников. Хотя предлагали преподавать в обычном классе, но я отказалась, – вспоминает Галина Федоровна.

За это время у учителя занимались дети с разными диагнозами: аутизмом, ДЦП, эпилепсией, слепотой, умственной отсталостью и другими. Они обучались по специальным программам. Были и ученики, которые проходили дома общеобразовательную программу, но не могли ходить в школу из-за плохих анализов, проблем с суставами или обычных переломов. Конечно же, помнит Галина Федоровна своего первого ученика.

– Первый мой ученик Андрей страдал умственной отсталостью. Но я нашла способ мотивировать его к учебе. Он очень любил кассеты и DVD-диски. Я приносила их и говорила, что после того, как мы позанимаемся, оставлю ему кассеты на день. Сейчас он большой парень, помнит меня и всегда здоровается, – рассказывает учитель.

«Это просто солнышко»

К каждому воспитаннику, к каждой семье необходимо найти свой подход, отмечает Г. Корнейчик. Первое время, пока вольешься в семью и ребенок привыкнет, бывает сложно. Дети имеют разный диагноз и особенности, поэтому все программы разрабатываются индивидуально. Благодаря своему большому опыту и профессионализму Галина Федоровна справляется с любыми трудностями.

– Во-первых, их надо очень любить. Принимать этих детей как своих, обнимать, целовать. Обязательно красиво, ласково с ними разговаривать, похвалить за малейшее достижение. Мои любимые слова – «умница, умняшка ты моя». И они расцветают, радуются. Без любви к таким детям работать не будешь, – говорит учитель.

Галина Федоровна отмечает, что ей как специалисту нужно чувствовать отдачу, видеть результат, даже небольшой. И самая большая сложность в ее работе заключается в том, что из-за особенностей детей не всегда получается сделать на уроке то, что запланировал и подготовил.

– У детей нет желания учиться, их всегда надо уговорить. У нас с Ваней сейчас есть такие предметы, как география и история. Память у него очень хорошая, он любит смотреть программу «Я знаю». И даже говорит, что иногда в передаче попадают те вопросы, которые мы изучали. Ему это интересно. Я его еще мотивирую: «Ничего, что ты дома, надо учиться, все знать. Это может пригодиться. Может, ты потом по компьютеру станешь общаться, переписываться», – говорит Галина Федоровна.

Как и у всех нас, у учителя случается эмоциональное выгорание. С ним помогает справиться профессиональная выдержка и тот же принцип «кто, если не я».

– Иногда придешь домой с работы такой уставший, что просто лежишь и просишь, чтобы тебя не трогали. Бывает, под горячую руку попадает кто-то из близких. Накапливается. Но ничего, справляемся. Нахожу силы. У меня есть такой закон, я своим ученикам говорю, когда они мне отвечают «нет, не хочу». Есть слово «надо» и есть слово «да» – слова «нет» мы не произносим. Этот принцип я применяю ко всем своим ученикам и к себе, – признается учитель.

Есть детки, которые, несмотря на несправедливость к ним судьбы, заряжают позитивом и добром. От общения с ними появляется хорошее настроение и желание работать, творить, радоваться.

– Я занималась с Олечкой. Она ничего не видела, но была такая умничка. Это просто солнышко, а не девочка. Когда к ней приходил, она всегда поднимала настроение, интересовалась: «А как у вас в семье?» Это был такой ребенок! Когда побудешь у нее, настроение поднимется, силы прибудут, и пошел дальше работать, – рассказывает Галина Федоровна.

«Не оставлять их незамеченными»

Семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды, как правило, очень замкнуты и живут в своем мирке. Поэтому учитель для них становится как член семьи.

– Со многими семьями бывших учеников до сих пор общаемся. Они поздравляют меня со всеми праздниками. Когда встретимся в городе – всегда переговорим. Они всегда рады. Приглашают на чай, но в гости я никогда не хожу, туда – только по работе, – отмечает учитель.

Делать приятные сюрпризы воспитанникам, стараться для них вдвойне приятно и легко, когда поддерживают близкие. Муж и дочери Галины Федоровны тоже не остаются в стороне.

– Муж никогда не говорил, зачем это мне. У нас одна машина на двоих. Ученики живут в разных районах города, и он всегда говорит: «Бери машину, тебе надо к детям». Он всегда «за», если ребенка нужно подвезти. И всегда спрашивает: «Ты подарки своим детям купила?» Он тоже их жалеет, и мы вместе стараемся помочь. Даже мои девчата передавали закладки, наклейки, резинки, заколки для ученицы, – рассказывает Г. Корнейчик.

Так как Галина Федоровна уже 16 лет в этой сфере, она, как никто другой, знает, чего не хватает, чтобы дети-инвалиды чувствовали себя равными со своими сверстниками, а наше общество стало более инклюзивным.

– Просто не забывать этих детей, не оставлять их незамеченными. Уделять им больше внимания, чаще приглашать на различные мероприятия, делать подарки к праздникам, хоть небольшие. Даже маленькое внимание – им всегда приятно. В этом году Матвея пригласили в День инвалида в Дом культуры на театрализованное представление. Он был рад, ему понравилось, – отмечает учитель.

Галина Федоровна и ее ученики участвуют в инклюзивной эстафете «Мы вместе: разные – равные». В прошлом году Ваня с презентацией – о том, как сотрудники музея провели выездную экскурсию у него дома – занял призовое место. В этом году Матвей на районной выставке творческих работ получил Благодарность.

– Матвей и мама рады, на стенке уже висит Благодарность. Дети не против принимать участие в мероприятиях, лишь бы приглашали, – еще раз подтверждает свои слова Галина Федоровна.

Фото: из личного архива Галины Корнейчик
#брестская_область #дрогичин #корнейчик #инвалид
Что ещё почитать:

В Бресте открыли новую спортивную площадку

Mercedes сбил лося в Брестской области

Ловкий посредник переиграл мошенников и стал жить на широкую ногу в Пинске

Житель Бреста привёз «непроходное» купе из Польши. Сколько сэкономил?

В Бресте в ноябре снова зацвели сирень и шиповник

В Беларуси одобрена охота на медведей и рысь — подробности

Какие амбициозные планы реализует Брестская таможня? Фильм «Зелёный коридор»

Как правильно давать деньги в долг? Рассказывает нотариус