Исайя, брестский певец и музыкант: «Не хотелось бы вернуться в каменный век»
Исайя (Александр Панасюк) родился и вырос в Бресте. Получил известность как артист музыкального лейбла «Malfa» Максима Фадеева. С успехом выступал в Бресте в год тысячелетия. С конца 2019 года работает самостоятельно – со своим творческим объединением «Комната 84». Активно выступает на молодежных тусовках и в ночных клубах Беларуси. Хорошо известны его молодежные хиты «Верните миру любовь», «Касание», «Мой город» и другие. Клип на популярный трек «Бабочка» за два года собрал более 10 миллионов просмотров. (Исайя выступал тогда под ником L-Jane.) Также другие популярные хиты исполнителя набрали более миллиона «нажатий».
Журналист «Вечернего Бреста» расспросил музыканта, стоит ли «париться» по поводу возможных блокировок социальных сетей и как выжить творчеству в период ковида.
Александр, как настроение, находите ли возможность для творчества в эти непростые времена?
– Я бы сказал «очень все не очень»… Много возможностей музыкальному бизнесу приносили американские и европейские компании. Не секрет, во многом за счет этого жил и музыкальный бизнес в России. Я имею в виду монетизацию, «сторонние» сайты и многое другое. Большинство молодежи сейчас ходит с айфонами и слушает «Аpple Music». И вдруг стало непонятно, что будет со всеми этими «магазинами», будут они существовать или нет? Раньше мы сотрудничали с разными компаниями за рубежом. Это было интересно. Как с этим в будущем, судить сложно. К тому же перестали проходить некоторые платежи и перечисления.
Что планируете делать в такой ситуации? Какой здесь выход?
– Пока один – сотрудничество с российскими компаниями. Или компаниями СНГ.
«Коронавирус забрал 50 процентов нашего бизнеса»
Ковид все так же тормозит творчество?
– Коронавирус забрал 50 процентов нашего бизнеса. Это касается выступлений, гастролей и т.п. Конечно, мы не унывали, думали, что все будет лучше, но случилось то, что случилось. Я имею в виду разного рода санкции и ограничения. Такое впечатление, что сейчас музыкальный бизнес находится в стадии, когда он только зарождался.
Но ведь люди все равно будут искать, слушать музыку…
– Многие сейчас думают, что займут места компаний, которые ушли. Мол, появилось много свободного места, нужно занять эту нишу. На мой взгляд, такие шаги уже не будут приносить той популярности и монетизации, что была раньше. Тем более, если речь идет о российских рублях. В общем, все это минусы: меньше компаний, меньше артистов, меньше доходов. И наоборот.
Выход: развивать свое?
– Пока все наблюдают, что будет дальше. Люди у нас смекалистые… Хочется верить, что появятся «уникумы», что прогресс будет идти в сторону того, чтобы сделать что-то и свое. И кто придет на освободившееся место и хотя бы попробует дать такие же «инструменты» для сотрудничества, как были раньше, тот окажется успешным. Потому что спрос довольно большой.
Вы присутствуете во всех соцсетях, некоторые клипы собрали более миллиона просмотров. Готовитесь к тому, что вдруг может быть заблокирован Инстаграм или Ютуб в Беларуси?
– Большинство моих слушателей – россияне. На второе место, как ни странно, выходила Германия (русскоязычная публика). Становимся популярными еще в каких-то странах, но, скажу честно, это не те «объемы», количество слушателей и поклонников, которые есть в России.
Что касается блокировки Инстаграм… С политической точки зрения этот шаг понятен. Устраивать в сетях национальную рознь, призывать убивать – это, конечно, неправильно. Но лучше действовать точечно. Ведь кто-то делал «точки-многоточки» (англ. point-to-multipoint), продвигал шиномонтаж или что-то другое. После «ВК» Инстаграм быстро набрал популярность из-за простоты и удобства использования. Есть и другие сети, но это разный интерфейс, приход информации. Поэтому потерпят убытки все: малый бизнес, блогеры, музыканты. В один момент у нас заберут все, если случится отключение. Да, люди будут обходить блокировки, использовать VPN и другие способы. Но я не думаю, что «блочение» – это выход.
«Большие просмотры нарабатывались годами»
Как возможное отключение скажется непосредственно на Исайе?
– Мне в какой-то степени проще. Мои слушатели – это не только подписчики. Я надеюсь, что настоящие поклонники останутся, в любом случае найдут меня. Даже если я исчезну из какой-то одной социальной сети… Когда-то люди передавали кассеты с записями в электричках. И музыка тоже развивалась. Конечно, мир поменялся, и не хотелось бы возвращаться в «каменный век». Тогда никто и предположить не мог, что мы начнем зарабатывать в Интернете. Но уверен, что социальные сети должны быть доступны всем. Повторюсь, если государство что-то не устраивает, оно должно работать точечно. Но не забирать у людей возможность общаться друг с другом. Да, есть в интернете определенный «треш», вот его и нужно заблокировать. Большие просмотры не пришли сами по себе, это нарабатывалось годами, им посвящались дни и ночи.
Александр, когда будут выступления в режиме офлайн? Или снова «не то время»?
– Если честно, очень соскучился по живым концертам. По их энергетике. Пусть наступят лучшие времена… По поводу политики я определился давно, когда мы делали трибьют хитов Юрия Шевчука к 40-летию ДДТ. Например, на известную песню «Пацаны» о войне в Чечне… Думать о людях всегда важно. Я вообще один из самых «жестких» пацифистов (улыбается. – Авт.). Считаю, что в XXI веке люди должны договариваться, а не фасовать в рожки патроны. Это мое личное мнение. Так что давайте реально лучше слушать хорошую музыку и встречаться на концертах!