Родилась без части руки. История жительницы Брестской области

Жизнерадостная, улыбчивая Галина Строк из деревни Светоч отметила 60-летний юбилей. Родные люди подготовили для нее настоящий праздник с песнями, шутками, инсценировками и розыгрышами. Любовь и поддержка этих людей и оптимизм самой Галины помогали преодолевать ей любые жизненные трудности.

Родители Иосиф Александрович и Нина Петровна жили в д. Подосье на хуторе в усадьбе деда. В этом доме маленькая Галя провела первые полгода своей жизни, потом семья перебралась в построенный дом в д. Светоч. Девочка родилась слабенькая, врачи надежды и шансов на жизнь давали немного. Мама, нося своего первенца под сердцем, упала и получила травму. Скорее всего, это и стало причиной врожденной аномалии – дочь родилась без части левой руки. Предлагали оставить малышку в доме малютки – родители ни на секунду не рассматривали такой вариант. Галя росла, родители не комплексовали, что у них растет особенный ребенок, и всячески ограждали от этого комплекса и дочку, объясняли, что она нормальная и ничем не хуже всех остальных. В семье родился сын Василий, чуть позже – дочь Ирина. Дети наравне помогали родителям, никаких поблажек старшей Гале никто не делал. На прополку свеклы мама брала с собой Галю и Васю, даже женщины на нее ругались за это. Но она мудро отвечала: «Пусть привыкает, я должна научить ее всему, иначе дальше в жизни будет трудно». По субботам Галя с сестрой тщательно мыли полы и выметали двор, чтобы вечером их отпустили на танцы или в индийское кино.

– Во дворе под окном рос куст сирени, мы до сих пор шутим, что, пока мы выросли, куст значительно усох, – смеется Галина Иосифовна. – Нам, детям, надо было пасти маленьких гусят, а в это время по телевизору начинался показ фильма «Три танкиста и собака». Какие там гусята! Естественно, кто-то пропадал. Мама пересчитывала, и тогда в ход шел «дубчык» сирени. Мама была строгая, но и жалела нас.

Трудности начались в школе. Когда папа провожал дочь в школу в Светочи, одноклассники выбегали и помогали поднести портфель, если она появлялась одна – все были безучастны. Потом она ходила в школу в соседнюю деревню. Галя боялась выйти из класса – толпа детей сбегалась на переменке, чтобы глазеть, шептаться и показывать пальцем. Хотя и от взрослых позже не раз сталкивалась с еще большей бестактностью. Поэтому ходить в школу Галя не любила. Выпускной класс окончила в Березе, жила в интернате на ул. Кирова. Там попались довольно адекватные одноклассники, все нормально общались. От отца Галине передалась любовь к литературе. В дом шло столько периодической прессы, что мама порой ругала отца за это. Галина поступала на филфак – не хватило обиднейшего балла. Ей стыдно было сидеть без дела, поэтому отправилась в Гомель к тетке и окончила курсы бухгалтеров, через год поступила в Столин в техникум.

После окончания техникума поехала на полгода на замену декретного отпуска в д. Лесковичи. Задержалась здесь на 30 лет, работала бухгалтером – нет ничего более постоянного, чем временное. Для Галины всегда трудно осваиваться в новых местах, но эта деревенька стала родной.

В конце 80-х годов Галине Строк подсказали, что в Кургане во Всесоюзном научно-исследовательском институте экспериментальной и клинической ортопедии и травматологии творят чудеса, благодаря уникальному методу профессора Илизарова. Двадцатипятилетняя Галя пишет письмо лично министру здравоохранения СССР Чазову и в 1989 году получает направление на госпитализацию в институт. Полетела на консультацию, по этой рекомендации ее должны были положить незамедлительно. Правда, было там всего 250 больничных мест, а в месяц институт получал около 1,5 тысячи писем из разных уголков Советского Союза. В каждом описывалась личная беда. Всех писавших регистрировали и ставили на очередь, в Курган ехали покалеченные люди со всей страны. Своего часа Галина ожидала еще три года. В мае 1992 года она улетела на операцию, имея в кармане советские рубли, а вернулась через полгода – в руках держала белорусские «зайчики».

– Лежала на операционном столе, слушала музыку. Рядом делали такую же операцию парню на ногу. Картина малоприятная, да и пугающий звук дрели. Каждую кость нужно просверлить, и не в одном месте, – вспоминает Галина Иосифовна. – Боли я не чувствовала, но было страшно, поднялось давление, поэтому операцию мне продолжили под общим наркозом. Итог – 23 спицы, три стальных кольца, соединенных расширительными стержнями с резьбой. Первые несколько суток – тяжелые дни, дальше не легче.

За чудо приходилось платить болью: каждый день Галина делала дистракцию – растягивала обломки кости и таким образом удлиняла ее, т. е. она несколько раз в день поворачивала снабженные резьбой спицы-удлинители. Благодаря этому между костями образовывался регенерат, который позже превращался в костную мозоль и саму кость. Останавливаться и не крутить нельзя, иначе кость может быстро срастись. Кожа при этом натягивается как струна, которая может лопнуть в любой момент. Да и носить саму конструкцию весом в несколько килограммов, которая мертвой хваткой сжимает руку, не очень легко. Терпела, прилетали к ней отец, сестра, брат. За полгода кость вытянулась на 4,5 см, сустав кисти начал двигаться, а до операции он был совершенно обездвижен.

Надо отметить, что Галина удачно вскочила в последний вагон – через неделю после операции для граждан Беларуси и других стран бывшего Советского Союза эти медицинские процедуры стали проводить на хозрасчетной основе. Позже необходимо было еще одно вмешательство, но все упиралось в деньги, поэтому больше Галя в институт не полетела.

Самое неприятное, что по возвращении домой прочувствовала на себе безучастность и непрофессионализм медицинских работников. Еще год Галине необходимо было ходить в гипсе, в карточку внести записи о проведенной операции. Придя в поликлинику, она услышала ответ: «Мы вас туда не отправляли». К счастью, это личностный фактор и непрофессионализм одного врача, который должен помогать людям. Были неприятные моменты и при получении группы инвалидности.

Годы жизни в Лесковичах были яркими и насыщенными: молодость, песни, танцы, поездки в Берлин и Калининград, близкие подруги на всю жизнь. И сейчас, говорит женщина, душа болит, глядя на увядающую деревню, на закрытие объектов социальной направленности. Но жизнь диктует свои правила. В трудовой биографии Галины Иосифовны десять лет работы в Борковском сельсовете под руководством Елены Станиславовны Луцкевич. После его реорганизации вернулась в Светоч – трудно было возвращаться, хоть это и родительский дом. Отец к тому времени ушел из жизни, а мама болела. Галина взяла заботу и уход о ней на себя, а через год пошла на трудовую пенсию по возрасту как инвалид детства.

После ухода из жизни мамы в 2021 году у Галины наступил период отчаяния и безысходности: как же она теперь одна со всем будет справляться? «После ухода мамы, а к тому времени она была прикована к постели, мне стало легче физически, но душа просто выла. Отец Василий из храма Покрова Пресвятой Богородицы дал совет, как не впасть в отчаяние и победить уныние: читать Псалтирь и молиться. По праздникам посещаю Свято-Петро-Павловский храм. Благодарю Господа, что подарил жизнь и дал силы нести свой крест, окружил самыми добрыми родными, прошу здоровья себе и близким», – говорит Галина Иосифовна.

Брат Василий и сестра Ирина всегда рядом: нет ни дня, чтобы они не созванивались утром и вечером. Они очень дружные. Галина так и говорит: «А что я могу без них?» В доме всю мужскую работу делает брат, муж сестры Олег и племянник Николай, в огороде помогает невестка Алла. В адрес соседей Галина Иосифовна говорит только самые приятные слова: помогают при каждом случае. Наверное, это тоже дано Галине в ответ на то, что она по жизни так же всегда старалась помогать знакомым и незнакомым людям. Семья Строк любит собираться вместе на праздники: на Новый год были в Минске у брата Василия, сейчас собирались на юбилей Галины, в конце августа отправятся в Санкт-Петербург в гости к двоюродной сестре. У Галины три любимых племянника – Александр, Николай и Елена – у двух из них она крестная мама, есть внук – Павел, сын Александра.

Теперь Галина – глава семьи, если раньше все спешили к маме, то теперь идут к ней. «Я им и психолог, и врач, и юрист, и подушка. Хорошо, что мы есть друг у друга!» – так отзывается о дорогих людях Галина Иосифовна. Ее интересует все, что связано с родословной семьи. А связей то ох как много! Бабушка Фёкла по папиной линии была из деревни Петелево, что за Маревилем. Деревня почти исчезла на карте Березовского района в 1939 году, почти все, кто в ней проживал, выехали в Польшу, лишь одна женщина проживала в ней до 70-х годов прошлого века. Бабушка к тому времени была замужем в Подосье, родила дочь, стала вдовой. Вышла замуж за вдовца, воспитывавшего дочь. Родились еще шестеро детей. Мама Нина Петровна тоже из многодетной семьи – восемь детей. Поэтому только кузенов и кузин у Галины 44 человека! Жизнь разбросала всех в разные уголки земного шара: Тамбов, Оренбург, Саратов, Пятигорск, Рязань в России, Актобе в Казахстане, Нью-Йорк, Израиль и многие другие места.

– В жизни у каждого всякое бывает, видно, мне суждено так жить. Я счастливый человек, ведь у меня такая семья! – единственный раз за время нашего разговора голос у Галины Иосифовны дрожит, а в глазах блестит слезинка. – Я им безмерно благодарна.

Галина – прекрасная хозяйка, в доме – идеальный порядок, в огороде и теплице – ни травинки, благоухают цветы, которые так любила мама, на подворье – куры, индоутки, кошки и верный пес. Она человек деятельный, каждую минутку стремится что-то создавать. С утра успевает съездить за грибами, управиться с закатками, вечером – присесть за кинофильмом и заняться вышивкой или алмазной мозаикой. Ей интересно выращивать растения-экзоты – кофейное дерево, авокадо, банан. По утрам выполняет физические упражнения или спешит записать в тетрадку возникшие вдруг в голове стихотворные строки. Шутит, что не научилась в жизни только трем вещам: завязывать шнурки у себя, плавать, делать хвост на голове.

Галина Иосифовна в разговоре постоянно искрится улыбкой, сыплет шутками. Она по жизни – большая юмористка, с чувством юмора легче преодолевать невзгоды. «Я шучу, что я как кукла Барби: молодая, красивая, но колени уже не гнутся», – шутит о своем юбилее наша героиня. Для нее 1 апреля – праздник, из года в год она придумывает в этот день розыгрыши для своих родных и соседей. Женщина прекрасно выглядит – всю жизнь старается поступать так, как советуют японцы: не торопится, не волнуется, улыбается, а еще без надобности не смотрит в зеркало. Никогда в жизни Галина не ставила во главу угла материальные блага, по ее наблюдениям, чем больше человек засунет в чулок, тем печальнее его старость.

– Конечно, за прожитые годы порой приходило отчаяние, непонимание: а почему у меня сложилось именно так? Но от этого ничего не изменится, а ведь кому-то намного хуже, чем мне, у кого-то совсем нет поддержки близких людей. Да, люди попадались на пути разные: бестактные, жестокие и даже завистливые. Ни на кого не держу обиды – Бог рассудит. Одиночество меня не тяготит, лучше быть одной, чем в семье поодиночке. В жизни было все, но счастья больше, – рассуждает Галина Строк. – Как бы ни было трудно, нужно верить, что все проходит и завтра обязательно будет лучше. Я по жизни позитивная оптимистка. Выбираться из сложных ситуаций надо самому, но и от помощи не отказываться. Из многих перипетий выхожу на чувстве юмора. Оглядываясь назад, благодарю всех, с кем столкнула жизнь. Радуюсь каждому дню и мечтаю научиться водить машину, сделать в доме камин и дождаться побольше внуков.

#брестская_область #берёза #светоч #строк #рука
Что ещё почитать:

Что ещё изменилось в Беларуси после введения реестра перевозчиков

Белоруска показала, сколько продуктов выдали ко Дню сельхозработника. Пользовате...

Множество крутых обновлений и девайсов в магазине «Вся электрика» в Бресте: тепл...

Брестские таможенники помогли животным — видеорепортаж из приюта

В Беларуси выпустили электромусоровоз — посмотрите, как он выглядит

В Беларуси годовалый ребенок проглотил зубочистку

Подарил машину, но передумал: возможно ли вернуть подарок?

В Беларуси одобрена охота на медведей и рысь — подробности