Итоги-2021: продажи новых авто в Беларуси упали, а подержанных – выросли. Все из-за роста цен
2021-й выдался непростым как для белорусского рынка в частности, так и для всей автоиндустрии в целом. Дефицит микрочипов, связанный с ним рост цен как на новые, так и на подержанные автомобили – ничего хорошего в Год Быка и не вспомнишь.
Рынок новых авто: падение неизбежно
Белорусская автомобильная ассоциации (БАА) скрупулезно собирает статистику продаж, но данные за декабрь будут лишь в январе наступающего года. Хотя и без них очевидно, что по итогам 2021-го мы увидим падение относительно объемов продаж прошлого года. За весь 2020 год дилерами было реализовано 52.768 автомобилей – на уровне 2018 года, но на 18,2% меньше, чем в 2019-м. За 11 месяцев текущего года за ворота автосалонов выехало 37.493 машины, а в среднем каждый месяц продавалось примерно по 3,5 тыс. авто. Поэтому можно ожидать, что общий объем продаж за год в итоге окажется на уровне 41-42 тыс., а падение относительно 2020-го составит примерно 20%. Конечно, до уровня 2017-го и уж тем более 2016 года, когда было продано 34.255 и 26.511 новых машин соответственно, еще далеко, но тенденция налицо. При этом, напомним, в 2019 году членами БАА было реализовано 64.504 авто.
В официальных комментариях дилеры винят во всем нехватку микрочипов, за которой последовал дефицит автомобилей.
"Относительно предыдущих периодов продажи снизились, и это естественная реакция на уменьшение заводами производства машин. Меньше автомобилей – соответственно меньше клиентов, которые смогли их приобрести. Спрос на автомобили VW остается высоким, как импортер мы бы с радостью поставили машины всем клиентам. С оптимизмом ждем 2022 года и считаем, что машин на нашем рынке будет достаточно", – говорит Егор Швед, заместитель директора по продажам СООО "Атлант-М Восток" (импортер Volkswagen).
На всех желающих новых машин, по крайней мере доступных моделей – "бюджетников", действительно не хватает. Люди вынуждены бронировать автомобили и ждать прибытия очередной партии. В результате сложилась ситуация, когда просто прийти в салон и купить то, что тебе хочется, нельзя.
Логичным следствием дефицита стал рост цен на новые автомобили. Но вместе с ценами выросли и ставки по кредитам, став совсем не такими привлекательными, как годом ранее. Это вынудило многих прибегать к лизингу. "В уходящем году заметно вырос процент лизинговых сделок. Этот показатель увеличился до 33 процентов. Также клиенты покупали автомобили за собственные средства и гораздо реже, чем в предыдущем году, использовали кредитные программы", – отмечают в белорусском представительстве бренда Kia.
На этом фоне выглядит интересным снижение продаж у Geely. За 11 месяцев этого года дилерами было реализовано 6560 автомобилей, а за весь прошлый год – 9200 машин. Учитывая динамику, можно предположить, что итоговый объем продаж всех моделей Geely составит 7300-7400 авто. Разгадка видится в том, что из модельного ряда исчез дешевый Emgrand X7 – в 2020-м было продано 2220 этих машин. А еще 1683 продажи в прошлом году пришлись на седан Emgrand 7, реализация которого также завершена. Поэтому дела у Geely идут не так уж плохо, как может показаться на первый взгляд, бренд останется на второй строчке по количеству проданных авто.
Но даже несмотря на удорожание кредитов, снижение продаж наблюдается не у всех марок. LADA сохранит за собой лидирующую позицию, при этом за 11 месяцев 2021 года продано больше автомобилей этого бренда, чем за весь 2020-й: 10.892 против 10.342. Общее количество реализованных за год LADA, предположим, составит около 12 тысяч. Секрет успеха в том числе в доступных универсалах SW и SW Cross, Largus тоже продается неплохо.
Минимальный рост по сравнению с прошлым годом, скорее всего, продемонстрирует и Kia.
Среди традиционно находящихся в первой пятерке брендов наибольшее падение по итогам года ждет Renault, дилеры которого в 2020-м реализовали 6892 автомобиля, а за 11 месяцев уходящего года продано лишь 3508 машин. У такого снижения несколько причин, но очевидно, что бренд ожидает скорое обновление модельного ряда.
Что касается прогнозов на следующий год, то в приватных беседах представители некоторых дилеров демонстрируют сдержанный пессимизм, а в официальных комментариях компании ограничиваются максимально расплывчатыми фразами. Впрочем, есть надежда, что ситуация с поставками микрочипов разрешится куда раньше, чем ожидалось: к лету 2022-го. Но даже если это произойдет, будет очень интересно понаблюдать за ценами – случится ли их "откат"?
"Бэушка" из-за границы: наш ответ дорожающим "бюджетникам"?
Дефицит новых авто и рост цен на них по всему миру повлекли за собой и удорожание подержанных машин. Но при этом на рынке "проходной бэушки" из Европы и США в 2021 году наблюдалось серьезное оживление. Если новые "бюджетники" за 10.000-12.000$ выглядели хорошей покупкой, то за 12.000-15.000 и больше они показались многим не такими уж и привлекательными. Когда за новый Polo в средней комплектации надо заплатить 17.000+ долларов, каждый невольно посмотрит в сторону "проходных" подержанных авто, где за эти деньги (особенно если это "живые" деньги без кредита) можно купить, например, куда более просторный и комфортный Renault Talisman. А если не пугают машины из Штатов, есть шанс привезти за аналогичную сумму Chevrolet Equinox. В общем, звезды сошлись так, что рынок б/у авто из-за границы в 2021 году значительно оживился.
"Рынок импорта очень серьезно вырос. Конечно, немалую роль сыграло подорожание автомобилей на внутреннем и российском рынках, – говорит Кирилл Рымарчик, руководитель отдела продаж AutoGroup. – Многие клиенты начали относиться к рынку США по-другому, не так категорично, как раньше. Они совершали удачные покупки, рекомендовали этот рынок знакомым и даже покупали повторно сами. А Европа была привлекательна и знакома белорусам всегда. Но кому-то необходим был толчок в виде подорожания на внутреннем рынке, чтобы решиться на покупку в Европе быстрее. Ценовой сегмент заметно повысился, конечно, на это повлиял российский покупатель, но и более состоятельные белорусы пришли к тому, что можно сэкономить и приобрести эксклюзив или авто выше классом".
Не зря вспомнили российского покупателя, так как именно соседи заметно подогрели спрос на белорусском рынке, ведь с учетом льготной растаможки подержанные авто из Европы или США обходятся в нашей стране заметно дешевле, чем в РФ, даже с учетом расходов на дорогу. Дошло до того, что российские перегонщики стали вывозить машины из Беларуси автовозами.
"По итогам года ценник на белорусском рынке практически во всех сегментах вырос процентов на 20 по сравнению с предыдущим годом, – рассказал Алексей Цвирко, соучредитель компании WestMotors. – Спрос в 2021 году был заметно выше, чем в 2020-м. В условиях продолжительной изоляции людям не на что тратить деньги, кроме как на стройки, дачи, машины. Самый популярный ценовой диапазон, в котором покупаются автомобили из США, – 12-15 тысяч долларов. Это окончательные цены уже в Беларуси. С середины года возник высокий спрос на электромобили, так как все были в курсе, что, вероятнее всего, с 2022 года введут пошлину. Ажиотаж спал только к ноябрю".
Специалист с оптимизмом смотрит в будущее и считает, что цены в наступающем году расти не будут: "Мы не думаем, что подорожание автомобилей продолжится. Вероятнее всего, цены сохранятся на уровне текущего года. Нет никаких предпосылок ни к их росту, ни к их снижению. Ожидаем, что 2022 год по продажам будет аналогичен 2021-му".
Вердикт
Два сегмента белорусского авторынка в уходящем году являли собой две противоположности. Если продажи новых машин заметно упали из-за дефицита, роста цен, удорожания кредитов и т.д., то спрос на подержанные авто из Европы и США заметно вырос, но уже несмотря на рост цен. В 2022-м в бюджетном сегменте ожидается выход на рынок нескольких примечательных новинок, но смогут ли они выстрелить – вопрос, ответ на который узнаем через год.