Как белоруска построила бизнес на елочных игрушках
В декабре начинается горячий сезон у ремесленников, особенно у мастеров, которые производят елочные игрушки. Белоруска Ольга Макушинская продает фигурки из дерева по всему миру. Ее сказочными героями украшены новогодние деревья в Австралии, Англии, Польше, Ирландии, Португалии и даже Италии. А все началось с того, что несколько лет назад девушка вместе с сыном мастерила поделку для детского сада. Как одна фигурка изменила жизнь белоруски и сколько Ольга зарабатывает на елочных игрушках из дерева – в материале Myfin.by.
По образованию Ольга филолог. Но долгое время девушка трудилась в свадебных салонах и в сфере закупок. Работа приносила доход, но в какой-то момент у Ольги просто перестало хватать времени на своих близких. На семейном совете вместе с мужем белоруска решила, что оставит работу в найме и займется детьми.
Мастер–художник проснулся в ней неожиданно: когда младшему сыну понадобилась поделка в детский сад. Почти четыре года назад в ноябре герои советского мультфильма «Щелкунчик» ожили в руках Ольги, благодаря электролобзику и краскам. Необходимые инструменты отыскались у мужа в гараже. Для готовых персонажей провели фотоссесию, чтобы поделиться новым талантом с друзьями.
На тот момент Ольга даже не подозревала, что ее работы могут продаваться. Но на следующее утро в сети выстроилась очередь из друзей и знакомых, желающих заполучить в свою коллекцию такую же игрушку.
Производство игрушек из дерева – это было то самое занятие, которое бы позволило заниматься бытом и семьей. Эта идея очень увлекла Ольгу. Поэтому девушка решила рискнуть. Тем более, что больших затрат производство особо не требовало – на старте ушло порядка $100 долларов. На эту сумму купили:
- струганное дерево (его стоимость зависит от размера – сейчас 1 доска примерно 18-20 рублей);
- краски (сейчас цены подскочили: от 6 до 19 рублей за тюбик);
- кисти (ценник примерно от 5 до 15 рублей за штуку).
– Правда, кисточек нужно много и разных, а еще они быстро изнашиваются от работы по дереву, – комментирует Ольга.
Первые заказы покупатели получили почти даром. Не было веры, что такие вещи могут стоить денег, да и ниша была не изучена. Много покупателей приходило с маркетплейсов. Спрос побудил повысить цену, ведь уровень мастерства тоже вырос. Если в начале пути на создание Щелкунчика требовалось 4 дня, то сейчас уходит 4 часа. И к такому уровню мастерства Ольга пришла самостоятельно без курсов и дополнительного обучения.
Щелкунчик и сейчас остается визитной карточкой. Но заказчикам отзываются и многие другие герои. Капитан Врунгель, господин Тыковка из Чиполлино, почтальон Печкин, герои мультфильма «Мойдодыр», например. Цены варьируются от 50 до 100 рублей. На заказ Ольга ничего не мастерит и работает только в своей авторской технике.
Серьезными инструментами, например, специальным станком для мелких деталей, героиня обзавелась спустя три года. Но в основном фигурки требуют ручных манипуляций. Из помощников – дети и супруг. Сыновья – Максим и Фадей – принимают участие в съемке, а муж Александр – это поддержка и опора.
Один раз нанимали профессионального фотографа, чтобы сделать фото для рекламы. Сейчас Ольга наполняет и ведет страницу сама. Камера и свет позволяют это делать. На рекламу в Instagram уходит от $20 до $50 в неделю. Все заказы приходят из этой социальной сети. Мастерица никогда не принимала участие в ярмарках и выставках.
– Если ты заработал четыре доллара, то три должен отдать на рекламу – я из этих людей. У меня маленькое количество подписчиков, но благодаря рекламе покупателей хватает. А есть люди, которые делают миллионные охваты, но сидят без заказов.
Заработок бренда WoodsInLove варьируется в зависимости от сезона. В среднем от $300 до $1500 в месяц грязными. Основным добытчиком в семье является все-таки муж. Поэтому провальных недель мастерица не боится.
Лето – период творческого отпуска, чтобы набраться вдохновения для нового сезона. Весной Ольга создает пасхальных кроликов, броши и картины. А с августа по февраль – настоящий новогодний бум. Работать нужно постоянно, перерыв более трех дней может серьезно повлиять на сроки отдачи заказов.
На одну игрушку уходит от 3 до 7 дней. Рисовать без вдохновения нереально, но люди готовы ждать и, например, свободных окошек в декабре уже нет.
В месяц получается сделать 20-30 игрушек и это максимум. Работает мастер по дереву одна, поэтому изготовить больше не получится, а для нее в приоритете ручной труд. Официально является ремесленником и платит налог, сбор составляет 62 рубля и не бьет по карману.
– Урок из уроков. Дисциплина – наше все. Людям кажется, что если ты работаешь дома, то у тебя времени вагон. Я дисциплинировала себя год вне зависимости от того есть заказы или нет. В сети люди не верили, что это все делает один человек. Писали, что на меня работает много людей.
Трудится Ольга в гараже, поскольку производство достаточно шумное и пыльное. В доме нет животных, чтобы исключить попадание шерсти на готовые фигурки. В месяц на материалы тратит по-разному. К примеру, только на кисти может уйти 50 рублей, а хватит их лишь на неделю.
В последнее время выросла и стоимость краски. Ольга тратит на нее около 270 рублей. С прошлого года Ольга покрывает свои шедевры самой дорогой эпоксидной смолой, такую используют при создании украшений. Мультяшные персонажи становятся будто фарфоровыми и более долговечными.
Собственный магазин мастерица не хотела бы, говорит, что все ее клиенты в интернете. В какой-то момент через Instagram и Pinterest девушке удалось выйти на зарубежных клиентов. Люди видели картинку в социальной сети, и сразу хотели купить игрушку.
– Мне говорили немцы и англичане: «Ольга, вы настолько крутая. Вы делаете, как будто фарфоровые игрушки. Мы не знали, что есть такая вы!» Мне очень приятно это слышать и я хочу, чтобы весь мир знал, что у нас в Беларуси есть достойные мастера.
По словам девушки, клиенты зачастую заказывают сразу серию игрушек, а на следующий год обязательно возвращаются, чтобы пополнить коллекцию.
– Если люди влюбятся в технику, то не будут искать, где дешевле.
В этом году по ряду причин Ольга сосредоточилась на продажах только в Беларуси. И пока все идет хорошо. Даже елка нашей героини не украшена собственными игрушками, потому что оставить хотя бы одну фигурку дома просто не получается – все уходит на продажу.
Секрет успеха Ольги не только в авторской технике, но и в том, что в процессе производства она все делает с улыбкой. Словом, напитывает изделия своим душевным теплом, чтобы через игрушки согреть каждый дом.