Как в Беларуси инспекторы ГАИ на BMW GT охотятся на лихачей
Ранее Госавтоинспекция сообщала, что внедряет как гласные, так и негласные, или скрытые, методы контроля за порядком на дорогах. Это значит, что наряду с патрульными машинами в привычном окрасе и с маячками на службу заступают ТС, не имеющие ничего из перечисленного — по крайней мере, видимого автомобилистам. Такую форму негласного контроля используют не первый месяц и говорят, что результатом очень довольны. А вот как все выглядит на практике и каких нарушителей ловят во время подобных рейдов, мы узнали во время спецрепортажа с экипажем ГАИ Минской области.
Не из-за штрафов, а профилактики ради...
— Скрытый контроль означает, что автомобиль без специальных опознавательных знаков и видимых маячков красного и синего цвета движется в обычном транспортном потоке, не привлекая к себе внимания, — вводит в курс дела начальник отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Минского облисполкома майор милиции Андрей Гладкий. — Как только в поле зрения оказывается нарушитель ПДД, включаются скрытые стробоскопы с мигалками, водитель останавливается, его привлекают к административной ответственности. Есть фраза: ничто так не дисциплинирует водителя, как едущий сзади патрульный автомобиль. Мы же пошли в обратном направлении: в качестве профилактики нарушений ввели такую меру, чтобы люди осознанно поступали и соблюдали Правила, даже когда они не видят инспектора ГАИ.
В настоящее время скрытый контроль проводят на разных автомобилях, в том числе на BMW 550i GT. Последний пополнил ряды «гражданских» машин для подобных проверок в марте 2021 года и успел поймать не один десяток нарушителей (только за два последних месяца зафиксировано 1 289 нарушений в Минской области).
Неприметный экипаж будет патрулировать на трассе Р28 Минск — Молодечно — Нарочь, на территории Минского и Молодечненского районов, где имеются участки концентрации ДТП, в которых пострадали или погибли люди. А работать мы станем со спецподразделением по обеспечению безопасности дорожного движения ГАИ УВД Миноблисполкома.
Вот и тот самый BMW серебристого цвета. Присматриваемся: проблесковые маячки все-таки есть. Стробоскопы спрятаны под решеткой радиатора и за стеклами спереди и сзади, но в выключенном состоянии они незаметны.
С виду это гражданский автомобиль, но внутри он укомплектован спецсредствами под завязку. Так, в арсенале скрытого контроля числятся радар скорости с видеофиксацией «Бинар», планшет с АИС «Мобильный инспектор» и базами данных ГАИ (это позволяет распечатать постановления и упрощает оформление), система для выявления водителей, которые ранее были лишены водительского удостоверения, цифровая радиостанция, сигнально-голосовое устройство и видеорегистратор с тремя камерами.
Некоторые патрульные авто комплектуют также прибором «ПаркРайт» (он применяется для выявления и автоматической регистрации фактов нарушения остановки и стоянки автомобиля), а еще оснащают АТК «Безопасные дороги Беларуси» — он позволяет выявлять принадлежащие нерезидентам Беларуси ТС, на которых ранее были нарушения скоростного режима, в том числе ТС, водители которых ранее привлекались к ответственности за управление в состоянии алкогольного опьянения и без прав.
Во время подобных рейдов чаще всего автолюбители превышают скоростной режим и нарушают правила обгона, не раз попадаются также бесправники. В ГАИ считают, что ответственность за вождение без прав в новом законопроекте ужесточают оправданно. Если первые два случая посчитают административным нарушением (в первый раз — штраф до 20 базовых величин, во второй — до 50), то при третьем вождении без прав за год уже будет грозить «уголовка» (дополнение к ст. 317 УК РБ).
Технический комплекс, установленный на планшете, позволяет считывать номера ТС, которые находятся в базе розыска либо водители которых привлекались к ответственности за вождение без прав или в состоянии алкогольного опьянения. Как только в поле зрения попадет такой лихач, сработает звуковой сигнал.
А вот и первый нарушитель!
— Сначала настраиваем измеритель скорости и задаем предел 112 км/ч (будет превышение на 22 км/ч). Это нужно, чтобы нивелировать погрешность прибора в пределах 2 км/ч. То есть при скорости 113 км/ч превышение составит 21.
Пока мы движемся по трассе и настраиваем прибор, инспектор рассказывает, что некоторые водители, любящие ездить с ветерком, приобретают радар-детекторы, которые предупреждают о наличии контролеров. Сбросив скорость до разрешенной на данном участке, им удается избежать штрафа. Как с этим борются?
— Чтобы зафиксировать нарушение такого водителя, мы визуально вычисляем его в потоке и проводим точечный контроль скорости движения автомобиля. Детектор не успевает сработать, а наказание неминуемо. С другой стороны, действует профилактика правонарушений, когда водитель не понимает, откуда сработал сигнал (он не видит патрульного экипажа ГАИ), но все равно снижает скорость.
А вот и первый нарушитель. Audi А6 мчится в сторону Минска на всех парах. У патрульного BMW тут же включаются скрытые стробоскопы с маячками синего и красного цвета, подается звуковой сигнал, и водитель притормаживает, останавливаясь на обочине.
— Куда так спешите? — инспектор спрашивает мужчину, который слегка озадачен.
— Торопился в город к сыну — даже не смотрел на спидометр.
— Вы двигались со скоростью 143 км/ч, то есть у вас превышение на 53 км/ч. Сейчас проверим, есть ли повторные нарушения...
— Нет, в первый раз такое со мной. Один раз меня фотографировала камера, — оправдывается водитель. — Когда я заметил патруль ГАИ — было уже поздно... Да, слышал про скрытый контроль, но не думал, что сам попадусь. У меня A6 с трехлитровым дизелем на 245 сил — машина слегка провоцирует погонять.
— Действительно, ваш автомобиль был зафиксирован стационарной камерой в 2020 году. Ввиду того, что после 1 марта вы не привлекались к административной ответственности за превышение скорости, санкция ст. 18.12 КоАП предусматривает штраф от 8 до 12 БВ. С нарушением согласны? В таком случае выписываем минимальный штраф в размере 8 «базовых» — это 232 рубля. Можете обратиться в местное подразделение ГАИ, там вам распечатают постановление (это новшество с 1 марта).
Отметим, в новом КоАП введена дополнительная градация ответственности за превышение скорости: от 20 до 30 км/ч — наказание в виде штрафа от 1 до 3 БВ, от 30 до 40 км/ч — от 3 до 10 БВ. Если разница еще выше, то штраф увеличится в пределах от 8 до 12 БВ.
— Ну что поделаешь. Хорошо хоть права не изымаете, — вздыхает мужчина, интересуясь патрульным BMW. — А какой у нее мотор? Сколько выжимали максимально? Только честно скажите!
Догоним любого
Инспектор ГАИ не скрывает: служебный автомобиль действительно разгоняется очень быстро. BMW 5-Series Gran Turismo 550i оснащен битурбовым мотором объемом 4,4 литра на 450 л. с. По паспорту до первой «сотни» он добирается за 4,8 секунды.
— Максимальная скорость ограничена электроникой на 250 км/ч. Самое главное — никто не уйдет от ответственности. Важно отметить: в ГАИ работают не только стандартные автомобили, но и такие быстрые — они догонят любого! Хотя попадались и Maserati, и «заряженные» BMW, Mercedes, Audi. Как правило, когда включаем проблесковые маячки — все останавливаются. Сами водители, присаживаясь в салон, соглашаются: от такого патруля уже не скроешься.
Пока один из инспекторов оформляет протокол правонарушения, второй работает в стационарном режиме. Так, в остановленном им Opel не пройден техосмотр. Объяснение мужчины до боли житейское: в семье двое детей, сам он временно не работал, но обещает все исправить в ближайшем будущем.
— Поскольку водитель не привлекался к ответственности ранее, то сделал ему устное замечание, — поясняет сотрудник ГАИ.
А вот технической возможности проверить техосмотр у инспекторов ДПС нет — лишь в случае остановки правонарушителя. Однако с 1 марта, в соответствии с новым административным законодательством, предусмотрен вариант выявления машин без техосмотра посредством камер фотофиксации.
«Еще ни разу в жизни не обгонял автомобиль ГАИ»
— Зачастую скоростные режимы водители нарушают на закруглениях дорог, не справляясь с управлением, — рассказывает в пути один из инспекторов ДПС. — Как правило, вылетают в кювет или наезжают на придорожные деревья. Есть участок дороги за Радошковичами, где запрещены обгоны по причине действия знака «Обгон запрещен» либо на обозначенных перекрестках. Не так уж редки случаи, когда во время выездов на встречную полосу происходит лобовое столкновение, потому что водитель не рассчитал технические возможности авто либо авария случилась в условиях ограниченной обзорности. Причины могут быть разными, а последствия — непоправимыми.
Небольшая ремарка: еще недавно в интернете писали про резонансный случай под Могилевом, когда погибли трое взрослых и двухлетняя девочка. Оказалось, что при обгоне водитель легковушки столкнулся со встречной фурой.
По словам сотрудников ГАИ, мало кто из водителей обращает внимание на стробоскопы — когда они выключены, то действительно малозаметны. Некоторые даже умудряются обгонять невидимый патруль, не подозревая, что это ГАИ. Во время нашего рейда стали свидетелями реального случая: водитель Peugeot 408 как ни в чем не бывало совершил обгон BMW на участке дороги с ограниченной обзорностью. Тут же вспыхнули маячки — и автомобиль был остановлен. Мужчина немногословен: торопился, слышал про скрытый контроль, не заметил, с нарушением согласен.
— Просто задумался о своем... Человек позвонил и попросил срочно приехать. В итоге спешка ни к чему хорошему не привела, — пытается найти он объяснение. — У меня уже была похожая ситуация, и я знаю, что это очень неприятно. Еще ни разу в жизни не обгонял патрульный автомобиль ГАИ.
— Вы совершили обгон в зоне действия запрещающего знака, при этом выехали на полосу встречного движения и пересекли сплошную линию разметки, — напоминает инспектор. — Согласно ч. 9 ст. 18.13 КоАП это влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком до одного года или без лишения. Вам все понятно?
— Все понятно. Просто очень обидно: всегда стараюсь ездить аккуратно, а когда иногда нарушаешь ПДД, то обязательно попадаешься. Было бы намного легче на душе, если бы я так поступал постоянно. А так...
А вот еще один мужчина за рулем SEAT Alhambra попался с нарушением, совершив обгон на обозначенном перекрестке вблизи пешеходного перехода. Увидев включенные маячки, водитель останавливается на обочине. Видно, что он явно расстроен.
— Перевозили кошку из ветеринарной клиники — она царапает пассажирку. Знаете, каково ехать в таких условиях? Летел, ни на кого внимания не обращал, но с нарушением я согласен. Что мне грозит?
— Штраф до 10 «базовых» с лишением до года или без.
— Вот, называется, спас животное! Товарищ майор, а можно мы проедем на базу? Она в километре отсюда. Я отвезу кошару, а потом мы заполним протокол. Прошу вас по-человечески!
«Остановили X4, а там женщина с 2,1 промилле алкоголя»
В ГАИ не скрывают: многие водители удивляются произошедшему, но практически все адекватно реагируют на негласный контроль и соглашаются с нарушением. Оно ведь зафиксировано видеорегистратором или радаром, с которыми не поспоришь. Будет ли это мотивировать водителей впредь быть аккуратнее? Скорее да, чем нет. По словам инспекторов ГАИ, все случаи во многом похожи. Скоростной режим и обгон лидируют по числу нарушителей. Разве что недавний инцидент на трассе М3 можно назвать из ряда вон выходящим.
— При движении по первой полосе нас опередил X4 красного цвета на высокой скорости. Мы пристроились за ним и заметили, что водитель начал заезжать колесами с левой стороны на разделительную полосу. Это вызвало подозрения. Когда остановили автомобиль, то убедились, что не зря: за рулем находилась женщина в нетрезвом состоянии — как выяснилось впоследствии, с 2,1 промилле алкоголя в крови. С ее слов, она поссорилась со своим ухажером и в расстроенных чувствах ехала домой.
Напомним, в новом КоАП часть норм для автолюбителей стала жестче. В частности, за вождение в нетрезвом виде при степени опьянения от 0,3 до 0,8 промилле включительно полагаются штраф 100 БВ и лишение права управления на 3 года (ранее — штраф от 50 до 100 БВ), свыше 0,8 промилле — 200 БВ и на 5 лет (ч. 2 ст. 18.15 КоАП РБ).
**
В областной Госавтоинспекции считают, что скрытый контроль на дорогах весьма эффективен. Служебные машины, которые невозможно опознать в общем потоке, мотивируют водителей быть начеку всегда, а не только если поблизости автомобиль в привычном «боевом» окрасе и с маячками на крыше. Тем более молва про BMW-невидимку среди водителей разлетелась очень быстро.
— Это профилактика. Все понимают: когда сзади едет патрульный автомобиль ГАИ, никто нарушать не станет. А вот использование метода негласного контроля позволяет выявлять те случаи несоблюдения ПДД, которые влекут за собой создание аварийной обстановки и более серьезные последствия.