Как молодой педагог из Брестской области приобщает детей к истории
Учитель истории и обществоведения Роман Чуравский преподает в гимназии г. Белоозерска третий год, и за это время он всей душой полюбил свою работу. О подходе молодого учителя к обучению, о том, сложно ли ему находить общий язык со школьниками, разрешает ли он гуглить в телефоне и что думает о современных детях – в нашем интервью.
– Роман, расскажите немного о себе и своей профессии.
– По образованию я историк-религиовед, окончил Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина, затем магистратуру. Уже во время учебы в гимназии г. Пружаны знал, что буду учителем. Мне нравилось и нравится чтото рассказывать, транслировать свои знания. Комфортно, когда люди понимают то, о чем я им говорю. И я увидел самый простой способ найти этому применение – стать учителем. За два месяца до выпускных экзаменов сделал выбор между двумя профилями – биологическим и историческим. После окончания университета по распределению попал в Белоозерск.
– Сложно ли было вначале? Все-таки молодой учитель без опыта…
– Первые впечатления – отсутствие практики. Специальность не педагогическая, соответственно, практики в школе недостаточно, мы в основном проходили ее в церкви. Но я пришел в школу готовым к диалогу, мне было, что сказать ученикам. С детьми общий подход найти оказалось несложно, но небольшая проблема с дисциплиной в 5 классе присутствовала. Однако здесь ведь не зависит, молодой ты педагог или нет, просто ребята шумные, суперимпульсивные и гиперактивные, у них идет период адаптации. Проработав два года, я понял, что со взрослением это проходит. Еще одна проблема – объять необъятное. Тебе хотелось дать намного больше, потому что в учебнике чего-то не хватает. Сейчас вижу, что нет смысла, все равно ученики быстро забывают. Лучше акцентировать внимание на важных моментах.
– Как вы проводите уроки, есть ли у вас своя методика преподавания?
– Специальной своей методики нет, мы стараемся реже пользоваться учебниками, потому что темы и материал в них часто не связаны между собой. Получается, что дети, прочитывая параграф, не могут связать материал с предыдущим и в целом его понять. Поэтому предпочитаю лекционную подачу материала: я рассказываю, ученики записывают, и по ходу мы ведем диалог. Для подготовки домашнего задания ребятам, как правило, хватает записанного за урок конспекта.
– Собираясь на урок, никогда не думали о том, что дети могут задать вопрос, на который у вас нет ответа?
– Нет, нужно всегда быть Учитель истории и обществоведения Роман Чуравский преподает в гимназии г. Белоозерска третий год, и за это время он всей душой полюбил свою работу. О подходе молодого учителя к обучению, о том, сложно ли ему находить общий язык со школьниками, разрешает ли он гуглить в телефоне и что думает о современных детях – в нашем интервью. просто честным с учеником, не уходить от ответа, дать ему нужную информацию. Потому что дети сами ищут ответы, а проблема в том, что информации очень много, они не умеют толком формулировать правильный поисковый запрос. У них нет навыков распознавания достоверных источников от фейковых, и, например, пятиклассники говорят, что пирамиды построили инопланетяне. Понятно, что у них просто недостаточно критического мышления. Задача учителя – дать информацию. Я стараюсь отвечать на все вопросы. Если не знаю, отправляю к профильному учителю либо говорю, что отвечу на следующем занятии. Вопроса, который бы поставил в тупик, не было.
– Вы являетесь одним из авторов образовательного контента на платформе единого информационно-образовательного ресурса наряду с учителями-методистами, учителями с высшей категорией. Расскажите об этом своем опыте.
– Этот образовательный ресурс дополнит процесс изучения учебных предметов, особенно поможет учащимся, которые по каким-либо причинам временно не могут посещать учреждение образования. Я вхожу в состав областной творческой группы, которая разрабатывает модули по учебному предмету «Всемирная история» (11 класс). Мы готовим ролики в помощь учащимся в изучении учебного материала, тестовые задания для самопроверки. Я, например, разрабатывал темы «Промышленная революция 19 века», «Европа в эпоху наполеоновских войн», «Первая мировая война как рубежный период в европейской истории» и другие. Теперь ими пользуются и учителя, и дети по всей стране.
– Роман, расскажите, пожалуйста, об организации исследовательской деятельности школьников.
– Еще будучи студентом, я активно принимал участие в республиканских и международных научных студенческих конференциях. Поэтому мне это направление хорошо знакомо, и я активно с первого года работы занялся исследовательской деятельностью с детьми. И в первый год мы сразу заняли третье место на районной конференции, на следующий год – снова третье место. И, наконец, несколько недель назад работа моей ученицы Ангелины Зайцевой стала победителем районного конкурса «Первые шаги в науку» и будет участвовать в областном конкурсе.
– Каково ваше мнение, легко ли быть молодым учителем в современной школе?
– Да, легко, особых трудностей не возникает. Единственное небольшое усилие – заставить себя втянуться в учебный процесс после каникул, а в мае уже немного печально, особенно когда с 11 классом расстаешься. В прошлом году я в 11 классе преподавал три предмета, готовил их к экзаменам, и с ними мне было очень комфортно. Сейчас такая же ситуация и в 10 классе, собственно из-за них я, наверное, и остался в гимназии на третий год.
– Что главное в работе учителя истории и обществоведения?
– Учить думать, мыслить, особенно на уроках обществоведения, инициировать дискуссии и рассуждать. Научить высказывать свое личное отношение к полученной информации и знаниям.
– На ваш взгляд, существуют ли какие-то проблемы в современной системе образования, нужно ли чтото менять?
– Мне кажется, есть определенная проблема с перегруженностью информацией учебников. Возможно, я бы рассмотрел введение рейтинговой системы оценивания учебных достижений в 10–11 классах, которая реализуется в некоторых вузах. Когда у ребенка есть некий рейтинг, он распределяет свои баллы между предметами, которые ему нравятся, и посещает их. При этом сохраняются обязательные базовые предметы. Соответственно, расширил бы границы профильного обучения – увеличение числа профильных предметов, чтобы при поступлении был выбор между двумя специальностями. Такая система хорошо подготавливает к учебе в вузах. Я помню себя на первом курсе: ты вдруг понимаешь, что ничего не знаешь, у тебя большой разрыв между школьными знаниями и требованиями университета, ты вроде был хорош, а в результате – у тебя психологическая травма. И это большая проблема для детей.
– Сейчас очень часто детей ругают за клиповое мышление. Мешает ли им это воспринимать знания?
– Я, наоборот, думаю, что это очень хорошо, это классная и уникальная штука, потому что они живут в гигантском потоке информации и схватывают ее очень быстро. Дети в основном не читают книги, но они эту информацию получают в сжатом виде плюс дополняют ее другой, еще одной, обмен ею молниеносный. Она разрозненна, фрагментарна, но даже в сжатом виде очень объемна, а клиповое мышление защищает мозг от перегрузки. Главная особенность детей – у них мозг более цепкий к информации, он выхватывает главное и оставляет это у себя намного дольше. Плюс и в том, что они практически с рождения успешно применяют гаджеты, чтобы упростить себе жизнь и найти необходимую информацию. Проблема школы отчасти в том, что она не учит эту информацию искать, она ее дает. На моих уроках без проблем можно читать электронный учебник, воспользоваться мобильными телефонами в учебных целях. Вместо запрета просто нужно учить детей их грамотно использовать.
– Если бы вы могли дать только один совет ученикам, какой бы он был?
– Больше проверять информацию, потому что мы спешим, какие-то вещи делаем на автомате, и главная задача – всю информацию, особенно важную, от которой много будет зависеть, все, в чем сомневаетесь, проверять. Этот совет поможет в любой ситуации, в какой бы вы ни оказались. А чтобы проверить информацию, нужно, конечно же, быть подготовленным. Надеюсь, что школа дает эти знания.
– Как вы проводите свободное время?
– На это остается совсем немного времени. У меня есть еще вторая удаленная работа – служба поддержки «Яндекса». Туда я устроился на полгода раньше, чем в гимназию. В оставшееся время отдых у меня – это чтение и сон. Еще общаюсь с родными, люблю поиграть в настольные игры.
– И, конечно же, не могу не спросить о ваших планах.
– Ближайшие – участие в районном этапе областного конкурса «Молодой учитель Брестчины», уже 22 ноября я буду давать урок в незнакомом классе. А что касается дальнейшей работы в гимназии, пока не решил. Очень хочется довести свой 10 класс. В учреждении прекрасный коллектив и руководство, высок уровень образования для детей, есть какието моменты неформальности, некая свобода и комфорт, что мне очень нравится. Учительство для меня не работа – деятельность, которая доставляет удовольствие, а общение с детьми – это наслаждение. И очень хочется поступить в аспирантуру, но пока все время откладываю.
– Спасибо за интервью.