Как обстоят дела с дорогами в Бресте?
Весна – горячее время для брестских дорожников. И даже майские праздники – не повод расслабиться. Как раз наоборот: главные магистрали города требуют приведения в образцовый порядок. Самый большой фронт работ на стыке апреля и мая коснулся улицы Московской (на участке от ул. Богданчука до ул. Советской Конституции) и моста на проспекте Республики, пишет «Вечерний Брест».
Замена асфальтового покрытия оказалась масштабной, но выдыхать некогда – работы еще много. Как шутит руководитель Брестского ДЭП Вячеслав ЯКОВЧИК, непосредственно дорожные работы в списке подведомственных забот занимают лишь 20-25%, но за них «прилетает» 80% всех претензий. И хотя Вячеслав Степанович в дорожном хозяйстве – человек новый (был назначен на пост в январе этого года), но времени на раскачку ему не дали: сразу в бой…
Вячеслав Степанович, как вышло, что вы сменили строительную сферу (Вячеслав Яковчик возглавлял филиал «ПМК-17» ОАО «Полесьежилстрой». – Авт.) на дорожно-эксплуатационную?
– Этот вопрос, наверное, стоит задать руководству области и города (улыбка). Мы с «Полесьежилстроем» много чего построили для города. Это и знаковые социальные объекты, и жилые дома. Все высотки, которые вы видите в городе, – это наше, я занимался их возведением. Конечно, много пересекались с жилищно-коммунальной сферой. Я все-таки строитель, эту сферу хорошо знаю, прошел путь от прораба до руководителя. Дорожно-эксплуатационное хозяйство – это другая специфика. Но все-таки меня убедили. Наверное, оценили именно управленческие качества, организацию трудового процесса, умение вникать в детали. В частной фирме эти качества нужно в себе развивать, поскольку понимаешь: если где-то что-то пойдет не так, то следующий объект просто не получишь. Нужно быть вдвое лучше конкурентов. А строили мы объекты по всей стране. И всегда выдерживали обещанные сроки. Видимо, этим и запомнился.
Здесь, в ДЭП, у нас очень большое хозяйство. Не только дороги, как многие думают, глядя на название. Это и дворы, и очистные сооружения, и фонтаны, и ливневые канализации, и пляжи, и городское освещение, и световые растяжки. Так что работы много.
Говорят, у любого руководителя есть 100 дней на новом посту, чтобы вникнуть в специфику, втянуться и дать какой-то результат. Вас назначили в январе. Было время на раскачку?
– Нет, тут сразу в котел (улыбка). Были оперативные вопросы, требующие решения. В основном, конечно, дороги. Этой зимой они посыпались. Погода работала как домкрат: днем – «плюс», ночью – «минус». За выходные маленькая ямка превращалась в аварийную. Так что уже в феврале наши сотрудники отработали все субботы и даже два воскресенья. За зиму купили битума для ремонтных работ в четыре раза больше, чем за прошлый год. Город сильно подлатали. Хорошо, что еще не было больших осадков, это позволило нам работать. В дождь или снег старались наоборот людей отпустить, дать выходной, чтобы потом в хорошую погоду они могли выйти и в субботу. Много работы выполнили на мостах и путепроводах. Наши специалисты отнеслись к этому с пониманием, надо отдать им должное. А ведь были еще и разные зимние праздники. Демонтаж елок, установка и демонтаж сцен, замены световых растяжек – это ведь тоже наша работа.
Потеплело, пришла весна – активно взялись за пляжи. Нам руководство городского ЖКХ обрисовало основные проблемы, так что мы в некоторых случаях работали с прицелом на будущее. Например, купили лодку, которая позволит окашивать пляжные зоны с воды. Такого раньше не делали. Конечно, кое-что подкрасили, отремонтировали, восстановили. Не было такого момента, чтобы мы отдыхали. Сейчас не все так просто с финансированием, но руководство города и области старается, ищет деньги, чтобы поддерживать город в надлежащем виде.
Но и без масштабных работ все же не обошлось. Замену асфальта на Московской прочувствовали многие водители…
– Да, на Московской мы заменили 12,5 тыс. кв. м асфальтового покрытия. Еще около 4 тыс. кв. м дороги отремонтировано на проспекте Республики. И в этих процессах тоже стараемся идти немного наперед. Если погода не очень хорошая для укладки асфальта, то занимаемся фрезерованием в нескольких местах. А потом, уже в более теплые (и без осадков) дни, принимаемся за сплошное асфальтирование. Да, дорога без верхнего слоя может создать определенные неудобства водителям, недельку придется потерпеть. Но сам процесс укладки станет быстрее, поскольку все подготовительные работы выполнены заранее.
Ямочный ремонт струйно-инъекционным методом выполнен на 7,5 тыс. кв. м дорог. Да, это мера временная, но она позволяет поддерживать дороги в безопасном состоянии, чтобы водители не попадали в ямы и буквально не «разувались» на ходу.
Есть еще глобальные проблемы и точки масштабного приложения сил?
– Дороги всегда требуют внимания, но загадывать наперед в больших масштабах сегодня нельзя. Может быть, около миллиона рублей будет выделено на обновление Московской. Но пока не загадываем. Если говорить о других заботах ДЭП, то планируем около миллиона рублей потратить на обновление городского освещения, замену старых ламп на новые светодиодные. Из 37 тысяч светильников планируем заменить около 30-35%. Это позволит городу существенно сэкономить расходы. В тех «темных местах», где, по выводам прокуратуры, совершаются противоправные действия и происходят ДТП, будем работать в первую очередь.
С какими проблемами к вам чаще всего обращаются брестчане?
– Опять же – с жалобами на дороги. Где-то просят заменить гравий на асфальт, где-то – просто сделать подсыпку фрезератом. Кстати, весь фрезерат, который мы сняли с Московской и проспекта Республики, пойдет как раз на ямочный ремонт следующей зимой. Заготовку тоже делаем заранее – уже в полтора раза больше, чем было на эту зиму. И намерены дополнительно закупить одно-два устройства для омоложения асфальта из смеси фрезерата и битума. Четыре таких агрегата у нас есть. Этот метод ямочного ремонта более трудоемок и менее производителен, чем струйно-инъекционный, а потому требует времени. Но зато его можно использовать зимой при низких температурах, что очень важно. И дополнительные единицы техники позволят выполнять больший объем работ.
Не снимаем с повестки дня, например, ремонт ул. Свято-Афанасьевской, проспекта Машерова, тех мест, где много «пломб» и требуется сплошное асфальтирование.
Тот же мост на проспекте Республики требует большого внимания. Срок службы асфальта на мостах – шесть лет, динамические нагрузки там выше, есть и деформационные швы, от которых и начинается разрушение. Свой срок покрытие там уже выработало, поэтому потребовалось масштабное вмешательство.
Еще один мост, на котором сильно трясет, – это бульвар Шевченко…
– Думаю, многие горожане понимают, что этот мост устарел и физически, и морально. Там требуется новый мост, с четырьмя полосами. Сейчас это узкое «горлышко». Но строительство нового моста – это огромные средства, найти которые сегодня сложно. А проводить сплошное асфальтирование на существующем мосту пока не видим целесообразным. Немного «подлатаем», конечно. В этом году, насколько знаю, планировалось провести проектные изыскания, чтобы понять, во сколько обойдется новый мост.
Уже можно считать открытым и купальный сезон. Ждать ли брестчанам новинок в зонах отдыха?
– Новинок – едва ли. Мы обновили всю имевшуюся инфраструктуру, установили лавочки, урны. Уберем камыш из воды. Летом, возможно, обновим «грибки» на Центральном пляже – они там тоже морально устарели. А в остальном поддерживаем и сохраняем то, что есть.
Что по дворовым территориям?
– Весной мы уже отремонтировали три двора – один на ул. Мичурина и два на Партизанском проспекте. Пока не выполняли асфальтирование, поскольку техника была занята на крупных улицах. Но уже сделали дорожки, установили новые лавочки и урны, сделали парковочные места, освещение. В планах – еще около 15 дворов в Московском районе и 10 дворов в Ленинском.
Есть вклад Брестского ДЭП и в новый участок Набережной. Расскажите, что там было сделано?
– Основные работы, конечно, выполняли не мы, а СУ №158 – филиал «Стройтреста №8». Но силами ДЭПа были проложены две пешеходные дорожки, сделали стоянку. Основные работы ведем в парке валунов – городской новинке. В реализации этой задумки большое сотрудничество идет со специалистами БрГУ им. Пушкина, которые занимаются изучением этих валунов. Простых камней там нет – они все с историей. И когда валуны займут свои места в этой парковой зоне, возле каждого появится табличка с обширной справочной информацией. Мы на себя берем доставку и установку валунов, везем их, в основном, из Каменецкого и Брестского районов. Стараемся расположить их так, чтобы было и эстетично, и практично, и безопасно. В скором времени брестчане смогут оценить результат.