Утром по Бресту бегал лось
Видео

Как сделать центр Бреста более доступным для горожан? Мнение

Примерно две недели назад снова подняли тему платных парковок в Бресте. В конце мая активно обсуждали идею создать такую зону возле Центрального рынка. Теперь это снова стало актуально из-за предложения потенциального инвестора главе государства создать национального оператора транспортных систем, который бы контролировал платные дороги, парковки, весогабаритный контроль и фотофиксацию нарушений.

На совещании с правительством 19 августа Президент назвал ситуацию с парковками хаосом, и многие брестчане-автолюбители с этим согласны. На Пушкинской улице действительно трудно найти место, и машины заполняют соседние улицы и дворы. Платная парковка в центре города могла бы помочь решить проблему, сократив трафик, но будет ли это реализовано – вопрос остается открытым.

Он является, на мой взгляд, частью более глобального: за чем и почему люди едут в старую часть города на личном авто. Она является не только культурным, но, прежде всего, торговым и деловым центром. И еще при этом старается сохранить статус престижного жилого района. Люди не просто приезжают сюда на пару часов. Одна часть машин проводит на парковке центральных улиц города фактически весь световой день, другая часть возвращается сюда «на ночь». Поэтому проблема, где оставить машину, является частью другой – транспортной доступности центра.

Особенность старого Бреста в том, что его планировка была создана в XIX веке для города при крепости (форштадт), и тогда предусматривалась высокая доступность (пешком, на лошади и т.д.). В центр можно было легко попасть по нескольким параллельно идущим прямым улицам. В Беларуси такая же планировка, например, в центре Бобруйска, который тоже в XIX веке стал форштадтом. Но за 150 лет многое изменилось.

Когда в городе появился троллейбус, движение стало односторонним на двух центральных улицах, а движение по улице Советской закрыли для автомобилей. В советское время это не было большой проблемой из-за малой автомобилизации населения и малой плотности торговых точек в центре: можно было легко заехать в центр по улице Карла Маркса и выехать по улицам Комсомольской, 17 Сентября или Советских Пограничников. Внутри центра можно было свободно перемещаться по улицам Пушкинской, Маяковского и Дзержинского. Тогда эти улицы были преимущественно жилыми.

Но уже во второй половине 1990-х из-за роста торговли, деловой активности и транспортного потока сначала на Пушкинской улице ввели одностороннее движение, а затем постепенно и на большинстве улиц центра, правда, не по всей их длине. Попасть в центр стало сложнее, и даже навигаторы не всегда справлялись с этой задачей. Однако главные точки притяжения остались теми же – улицы Советская и Пушкинская. В итоге транспортная доступность сильно ухудшилась. Автобусные маршруты убрали первыми, освобождая место для легковых автомобилей под предлогом борьбы за экологию (ведь никто не хотел видеть под своим окном в пробке на Пушкинской автобус с работающим двигателем).

В результате прогулка пешком от ближайшей остановки до Центрального рынка теперь занимает 10-15 минут вместо 1-2, так как на месте остановки теперь парковка. С ростом благосостояния люди пересели на автомобили и поехали в центр. Интересно, что маршрутки с Пушкинской не ушли и остались одним из немногих видов общественного транспорта возле «колхозки», что делает их всегда востребованными.

Переход к одностороннему движению был, скорее, в интересах автолюбителей: освобождалось место для стоянки на противоположной полосе. Это временно решило проблему трафика в центре. Но сейчас, когда в Бресте на каждых двух жителей приходится один легковой автомобиль, мест для парковки стало катастрофически не хватать. Ведь в центр едут не только горожане, но и туристы, а также предприниматели со своим товаром, особенно на Центральный рынок, который и так ограничен плотной застройкой.

Он остается популярным как среди продавцов, так и покупателей. Продавцы приезжают рано и занимают места вдоль прилегающих улиц, а покупателям чаще всего приходится парковаться в 300-400 метрах от рынка, если повезет. В итоге водители вынуждены кружить по центру города в поисках места для парковки, рискуя попасть в аварию или сбить велосипедиста, число и скорость которых тоже значительно выросли за последние годы.

Может ли платная парковка решить такую проблему? На мой взгляд, не совсем. Если только с ее введением не последуют другие меры. Во-первых, люди вряд ли пересядут на общественный транспорт, ведь при нынешней схеме его движения идти до того же Центрального рынка по-прежнему далеко. Дотащите ли вы легко и непринужденно килограммы покупок хотя бы до остановки «Университет» (ближайшая сейчас к рынку)? А ваши пожилые родственники? Вопрос отнюдь не риторический. Поэтому люди все равно поедут в центр на личном авто, просто это удовольствие станет им еще дороже.

То же самое и в отношении предпринимателей, везущих товар на рынок: им надо куда-то деть машину, стоимость стоянки войдет в назначаемую на рынке цену, и по итогу покупатели будут её оплачивать. Поэтому сама по себе платная парковка в районе Центрального рынка, даже если ею будет управлять искусственный интеллект единого национального оператора транспортных систем, скорее всего, станет социальным раздражителем: тот же хаос, что и сейчас, только за отдельную плату.

Кроме того, ходит «предложение» сделать пешеходной и часть Пушкинской (как раз от Комсомольской до рынка), и улицу Советских Пограничников. Не надо быть оракулом, чтобы спрогнозировать колоссальные заторы на улицах Комсомольской и 17 Сентября. Уберем тогда еще и троллейбус из центра, как это сделали в свое время в Москве (например), чтобы своими медленными маневрами по прохождению «стрелок», «крестовин» и вообще не тормозил транспортный поток еще больше?

Идея сделать вообще весь центр пешеходным, на мой взгляд, тоже так себе. Если не иметь возможности подвезти товар, любой торговый бизнес, в том числе и кафе, медленно умрет.

Зарубежный опыт подсказывает, что решение проблемы — убрать личные автомобили из центра города и вернуть общественный транспорт. Я предложил бы закрыть движение легковых автомобилей (кроме такси) на улице Пушкинской от улицы Комсомольской до Куйбышева и на Комсомольской от Мицкевича до площади Свободы. Вернуть на этих улицах двустороннее движение и восстановить остановки общественного транспорта. Перенести на них транзитные маршруты, заменив автобусы на электробусы.

Также ввести платные парковки на всех прилегающих и центральных улицах, включая улицу Гоголя и проспект Машерова (в районе ЦУМа). Примером может служить улица Старый Свет в Варшаве, где полный запрет движения, кроме общественного транспорта, сделал её удобной для доступа в исторический центр. Ведь люди обычно хотят добираться быстро и по прямой.

Для тех, кто ценит комфорт и свободу передвижения, можно построить несколько платных многоуровневых парковок в центре города. Одно из предложений, высказанных брестчанами в соцсетях, — построить такую на месте старого автовокзала. Это может быть как отдельное здание, так и типовой модульный проект.

Примером может служить первый двухэтажный паркинг на улице Гродненской, построенный в 2013 году и выполненный в виде этажерки с проветриваемыми стенами. Однако он не окупился, так как жители близлежащих домов предпочли бесплатные места на дублере улицы Орловской. Но в центре, где оставлять машину на улице будет нельзя, такие проекты могут быть более успешными.

Отдельно хочется высказаться по поводу велосипедистов. На мой взгляд, нельзя запрещать их движение по центральным улицам города. Просто для них нужно выделить нормальную прямую велодорожку, с ограждением для пешеходов. И желательно по центру, ведь уличные кафе и скамейки тоже очень нужны. Правда, на Советской для этого понадобилось бы разобрать мраморные клумбы и иные препятствия.

И наконец, нужно прекратить застройку исторического центра города многоэтажными жилыми домами. Увеличение плотности населения и торговых площадей на столь маленькой территории и есть одна из ключевых причин образования пробок и проблем с парковками. Ведь строят многоэтажные дома, как правило, без подземных паркингов. Ибо дорого получается, если в новостройке небольшое количество квартир. Но еще дороже городу выходит, когда их жильцы вынуждены оставлять свои авто на тротуарах центральных улиц либо в своем маленьком дворе на любой свободной площадке.

Возможно, специалисты сочтут эти предложения нереализуемыми прожектами. И могут быть правы. Это всего лишь предложения. Но и оставлять все как прежде тоже нельзя. Нужно комплексное решение в центре города, которое и дополнительные места для парковки создаст, и транспортную доступность центра значительно повысит.

Фото: источника
#брест #парковка
Что ещё почитать:

Белорусская семья собрала почти $2 миллиона на спасительный укол для ребенка. Но...

9-летняя девочка застряла в уличном тренажере — пришлось вызывать спасателей

В магазине очередь, а работает одна касса. Как должно быть по закону

Битва за тележку разгореласьмежду покупателями и продавцами популярного супермар...

Вынесен приговор по делу о гибели известного врача в ДТП в Бобруйске

Это правда, что ребенок не может один ездить в лифте? Спрашивает брестчанка

Новое оборудование для исследования гаджетов получили брестские эксперты

В Бресте 280 таксистов годами получали зарплату «в конвертах»