Как в Брестской области помогают подготовиться к школе детям украинских беженцев
Истории этих семей очень схожи: жили в Украине, с началом боевых действий, спасаясь, бежали разными путями (кто - через Россию, кто - через Европу) в Беларусь, сейчас пытаются адаптироваться в новых для себя условиях. В этом вынужденным мигрантам активно помогают общественные организации, органы местной власти и простые белорусы. И если взрослые при воспоминаниях о пережитом все еще не могут сдержать дрожь в голосе или слезы, то дети уже во всю резвятся, как и положено в их возрасте. Например, десятилетняя Арина Бойко из Мариуполя вспоминает 20 дней, проведенные в подвале, как ужасно скучное время. С девочкой, ее младшими братьями и родителями корреспонденты БЕЛТА познакомились в Брестской областной организации Белорусского общества Красного Креста.
Арина и ее брат Тимур будут учиться в СШ №23 Бреста: он - в первом классе, она заново пойдет в 4-й. "Дочка в Украине отходила в школу только два месяца, потом был карантин, каникулы, потом следующий карантин, а потом война. Получается, что она пропустила большую часть года. В новой стране Арина бы не догнала программу, поэтому сходит еще раз в 4-й класс", - объясняет мама девочки Анна Бойко. По ее словам, за лето Арина не очень выросла, поэтому с одеждой проблем нет, необходимо только обувь к школе купить. А вот первоклассника Тимура придется одевать во все новое.
В Бресте многодетная семья Бойко обосновалась несколько месяцев назад, и в местном офисе областной организации БКК с ней хорошо знакомы. "Сюда мы уже за помощью обращались. Неоднократно получали гигиенические, продуктовые наборы. Детям летом путевки в лагерь давали. Они ездили под Барановичи - понравилось, счастливы, впечатлений куча", - говорит Анна Бойко. В этот раз родители с детьми пришли, чтобы получить ваучеры (подарочные сертификаты) и сертификаты для приобретения необходимых товаров к школе. В сумме финансовая помощь семье из пяти человек превысила Br1 тыс.
В Беларуси семья оформила ходатайство о предоставлении дополнительной защиты. Собственно, из-за необходимости решать различные юридические вопросы родители с детьми, бабушкой и дедушкой и перебрались в Брест из Барановичей, где они обитали первое время. "В Барановичах очень хорошие впечатления от людей остались. Девушка, у которой мы сняли квартиру, как оказалось, работает в салоне красоты. Она, когда узнала, что мы из Украины, через своих клиентов передала о нас информацию, о том, что мы беженцы. И люди приходили, наверное, три или четыре недели подряд. Просто несли все - и еду, и вещи", - рассказывает Анна.
Пока она сама находится в отпуске по уходу за ребенком (самому младшему Ринату в сентябре исполнится год), супруг Денис в поисках работы. Инженер-программист, он надеется трудоустроиться по специальности. Глава семьи старается не показывать эмоций, когда вспоминает о событиях последних месяцев. "В Мариуполе у нас ничего не осталось: было два своих дома - один сгорел вместе с бабушкой, от второго остались только стены. Уезжали 18 марта на трех машинах, с соседями нас было 20 человек. Через Донецк, Макеевку, Антрацит. Потом Ростовская область, Воронеж, Орел, Брянск, Гомель, Барановичи, наконец, Брест - всего 3 тысячи километров. В Европе нам делать нечего, потому что языка никто не знает. И не зря не поехали, потому что очень много знакомых либо возвращаются обратно в Мариуполь, либо в Беларусь", - говорит мужчина.
С началом событий в Украине в Брестскую областную организацию Красного Креста за помощью обратились более 1,1 тыс. человек, из них 344 были дети. "В нашей организации практически все вовлечены в эту работу. Потому что иногда полдня уходит, чтобы поработать с одной семьей. А если люди только что с вокзала, надо потратить очень много времени, - замечает специалист по чрезвычайным ситуациям ОО БКК Елена Зайцева. - По распоряжению губернатора в области создана рабочая группа, в которую включены абсолютно все структуры: миграционные и социальные службы, здравоохранение, образование, всевозможные спонсоры. Координация возложена на Красный Крест. Поэтому люди в первую очередь приходят к нам. Бывает ночью звонят с вокзала или рано утром, бывает всю ночь напролет - у них проблемы, ты это понимаешь".
Многим, по ее словам, нужна психосоциальная поддержка. Другим - просто консультация. Если есть потребность в проживании, определяют в пункт временного содержания при областном институте развития образования, либо в кризисный центр при городской организации Красного Креста, с организованным горячим питанием. Здесь же, в офисе, мигранты получают гуманитарную помощь в виде гигиенических, продуктовых наборов.
Не раз обращался сюда по различным вопросам и Сергей Гром - отец-одиночка с двумя несовершеннолетними детьми из Харьковской области. "У меня давно были планы уехать из Украины, еще после 2014 года. Потом мы с женой разошлись, детей она оставила. Я с 18-го года сам их воспитываю. Когда у нас все началось в феврале, кинулся уезжать, а все дороги уже были закрыты. Думал, через неделю-две все утихнет. В итоге мы до 7 марта пробыли в Харькове. Когда я утром вышел на улицу и увидел воронку от снаряда, которым полрынка разнесло, собрал вещи и мы на первом поезде уехали за границу", - вспоминает Сергей.
Пробыв несколько месяцев в Словакии и не найдя работы, мужчина решил ехать в Беларусь. В Бресте семью устроили в пункт временного размещения (общежитие), помогли с поиском работы. Так Сергей Гром устроился животноводом на молочно-товарную ферму в отделении "Новоселки" ОАО "Беловежский". "Выбирал не просто работу, а смотрел на заработную плату. Здесь обещали Br1 тыс. чистыми, жилье и прописку. Квартиру дали, а с пропиской вопрос пока не решается. Уже получил первую зарплату. За 22 дня выходов начислили Br1,16 тыс.", - с гордостью говорит он.
За три месяца жизни в Беларуси Настя Гром уже не только освоилась на новом месте, но и завела подруг. Пока отец был на работе, сама сходила в местную школу и познакомилась с учителями. "Настя зачислена в 5-й класс. Класс хороший, там девять учеников. Питание у нас бесплатное. В школе английский язык, так что с этим проблем не будет. А вот по белорусскому придется позаниматься дополнительно с учителем. Думаю, осилим", - сказала директор Новоселковской базовой школы Елена Гаптарь.
У отца девочки она интересуется, нужна ли какая помощь? Будет ли Насте в чем идти в школу? У дочки все готово, успокаивает педагога Сергей Гром. Вот с шестилетним сыном пока не определились - отдать мальчика в первый класс или оставить еще на год в детском саду? "Насчет Егора будем решать вопрос. Мы с Галиной Александровной, учителем 1-го класса, побеседуем с ним, посмотрим, как он ориентируется. Если ему нужно еще развиться, то будет в садике. А если что, примем его в школу с удовольствием", - добавила директор.
На работе Сергей уже договорился, что возьмет выходной 1 сентября - хочет сам отвести дочку в новую школу. "Покамест живем, работаем, а как будет дальше жизнь складываться, не знаю. Пока желания нет возвращаться на родину, не вижу смысла. Здесь работы хватает - не ленись только. А под лежачий камень, как говорится, и вода не течет", - рассуждает он.
По информации главного управления по образованию Брестского облисполкома, в учреждения общего среднего образования области - с первого по 11-й класс - зачислен 41 ребенок школьного возраста из Украины.
Как сообщили в областной организации Красного Креста, вчера в кризисный центр в Бресте заселилась очередная семья из Днепропетровска с тремя детьми - 6, 16 и 17 лет. Мигрантам выдали сертификаты на канцтовары и ваучеры. Родители намерены в ближайшее время определить детей в школу.