Какая категория нужна для буксировки прицепа: есть нюансы
Фото носит иллюстративный характер
Что нужно знать о прицепах, чтобы не получить проблем с законом.
С приходом летнего сезона многие автовладельцы используют для своих нужд прицепы к автомобилям, или по крайней мере задумываются над этим. Но не всякому это разрешено: есть ряд правил и ограничений.
Как следует из п. 3 постановления Совмина №1849 «О государственной регистрации и государственном учете транспортных средств», регистрационные действия осуществляются как в отношении механических транспортных средств, как и прицепов к ним, предназначенных для движения по дорогам (за исключением прицепов к мотоциклам). То есть прицепы к автомобилям нужно ставить на учет в ГАИ. Это первое правило.
Второе. Самая распространенная категория водительского удостоверения, как известно – это категория В. Статья 24 закона «О дорожном движении» №313-З, раскрывает суть этой категории:
Категория В
– автомобили, технически допустимая общая масса которых не превышает 3500 килограммов и число мест для сидения которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
– автомобиль категории B, сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 килограммов;
– автомобиль категории B, сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а технически допустимая общая масса автомобиля и прицепа, образующих состав, суммарно не превышает 3500 килограммов.
Немного терминологии
Чтобы разобраться в весовых характеристиках, напомним, что
- масса автомобиля без нагрузки – это собственная масса пустого автомобиля;
- масса снаряженного автомобиля – масса полностью заправленного автомобиля, включая необходимые запчасти, но без учета веса перевозимого груза, водителя и пассажиров;
- разрешенная (или полная) масса автомобиля – масса снаряженного автомобиля с учетом веса груза и пассажиров. Именно разрешенная масса авто указывается в его техническом паспорте в Беларуси, и именно она подразумевается под термином ПДД «технически допустимая общая масса».
С прицепами всё аналогично:
- грузоподъемность прицепа – это максимальная масса груза, на перевозку которого рассчитан прицеп;
- снаряженная масса прицепа – его собственная масса без груза;
- разрешенная максимальная масса (полная, технически допустимая общая) прицепа – это снаряженная масса с учетом массы груза (грузоподъемности).
Легковые прицепы с полной массой до 750 кг относятся к категории «О1», с полной массой более 750 и до 3500 кг – к категории «О2». Есть еще две категории «О3» и «О4», но с легковыми автомобилями они не используются, так как их полная масса априори превышает массу, разрешенную к использованию автовладельцами, имеющими категории В и ВЕ.
Весовые ограничения – главный параметр при выборе автоприцепа
Получается, что, имея категорию В, прицеп полной массой (разрешенной максимальной, технически допустимой общей массой) до 750 кг можно использовать с любым легковым автомобилем, не принимая в расчет массу всего автопоезда.
А вот если прицеп с грузом больше 750 кг, тогда нужно считать. К примеру, полная масса вашего прицепа (самого прицепа и груза) по документам – 1500 кг, полная масса автомобиля – 2015 кг. 1500+2015=3515 кг. Чтобы управлять таким автопоездом, уже понадобится наличие категории ВЕ.
Большой прицеп – другая категория
На оборотной стороне водительского удостоверения мы можем увидеть вот такое изображение.
Не нужно обладать сверхзнаниями, чтобы понять, о чем идет речь: именно об автомобиле с прицепом, вес которых в совокупности превышает параметры, допустимые категорией В, о которой мы говорили выше.
Что в Законе «О дорожном движении» говорится о категории ВЕ. Снова обратимся к ст. 24:
Категория BE
– автомобиль категории B, сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки;
– автомобиль категории B, сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов, а технически допустимая общая масса автомобиля и прицепа, образующих состав, суммарно превышает 3500 килограммов.
Постановление Совмина №441 «О порядке выдачи водительского удостоверения»:
14. Водительское удостоверение на право управления составами транспортных средств категорий BE, CE, DE выдается при наличии водительского удостоверения на право управления транспортными средствами категорий B, C, D соответственно. При этом практический экзамен сдается на составе транспортных средств категории CE.
И еще важный момент. Если водителю еще нет 21 года, водительское удостоверение категории ВЕ ему попросту не выдадут. В статье 25 право получения водительского удостоверения категории ВЕ имеет лицо, достигшее 21 года (ст. 25 Закона).
А что, если…
Административный кодекс Беларуси (ст. 18.14) говорит нам о том, что управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления, влечет наложение штрафа от 5 до 20 базовых величин. При повторности в течение года – от 20 до 50 базовых, или административный арест, или общественные работы.
Чтобы вы понимали: если у вас в «правах» есть категория В, но нет категории ВЕ, то управлять автомобилем с прицепом общим весом, под категорию В не попадающим, вы не можете, вы не имеете права управления транспортным средством категории ВЕ.
Про административную ответственность мы уже сказали, но есть еще ответственность и уголовная. Она наступает, если после повторного привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 18.14 КоАП водителя снова уличат в управлении машиной без соответствующей категории, то есть неоднократно.
Статья 317-2 Уголовного кодекса «Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления» (примечание).
Для целей настоящей статьи деяние признается совершенным лицом неоднократно, если это лицо в течение одного года после наложения административного взыскания за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, предусмотренного частью 2 статьи 18.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, вновь управляло транспортным средством, не имея права управления этим средством.
Общественные работы, штрафы, исправительные работы, арест, лишение «прав» – последствия могут быть разными. И каждый водитель знает, что таких последствий лучше не допускать.