Какие электромобили и по какой цене будут продавать в Беларуси в 2023 году?
Чего не хватает для роста отечественного рынка электрокаров и опустятся ли цены на автомобили, взлетевшие в два с лишним раза?
Фото: Tricky_Shark / Shutterstock
Белорусский авторынок проходит период трансформации, после которого резко сузившийся модельный ряд станет почти на 100% китайским. И ощутимую долю в нем станут занимать электромобили.
Речь – о новых авто, что электрических, что с двигателями внутреннего сгорания. Об этом рассказали в рамках круглого стола, организованного "Атлант-М", на котором эксперты поведали о будущем рынка электрокаров в стране.
Пока не в тренде
За последнее десятилетие во всем мире среднегодовой прирост продажи электромобилей составляет 60%. Это колоссальный рост, и в 2022 году было продано 10,5 млн электрокаров и плагин-гибридов. Их доля составила 13% продаж. До этого было 8%, а в 2020-м – 4%. По прогнозам к 2030 году в мире их доля достигнет уже 30%. А что же Беларусь?
По статистике Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в прошлом году продажи новых легковых авто рухнули почти в три раза, с 41217 до 14843 единиц. При этом продажа электромобилей взлетела – аж на 28%! Красивая цифра, если не брать в расчет, что за год дилерами было продано… 55 новых электрокаров. Менее 0,4% рынка.
К тому же, говоря о продажах машин премиум-класса (стоимость которых в несколько раз выше, чем у самых продаваемых авто) из года в год директор УП "БАА-Консалт" Дмитрий Ярота призывает не смотреть на процентный рост или падение продаж той или иной модели, выражающееся в трехзначных цифрах.
А ведь электрокары – дорогое удовольствие. Тот же китайский Voyah, который обещают воочию показать уже в следующем месяце, будет стоить Br185 тысяч ($62 тысячи по текущему курсу).
Geely Geometry C сегодня можно купить за Br99900 (примерно $33,5 тысячи). Дороговато для "масс-маркета", но один из банков предлагает 10-летний кредит при 10% оплаты.
Если говорить о всех электроавто, продающихся сегодня в стране, то на интернет-площадках можно найти предложения б/у машин от 40 с лишним брендов, а марок больше полусотни. Да, – почти у всех более-менее известных производителей уже есть электро-разработка. И цены на машины с пробегом сильно разнятся.
История вопроса
Первый электромобиль появился в Беларуси в августе 2013-го (скоро десятилетний юбилей отмечать будем). И это была не распиаренная Tesla, а Nissan Leaf. Тогда же появилась первая заправка для электромобилей, в Новой Боровой.
Спустя 4 года (опять же в августе) белорусские власти, заявлявшие о ведущейся разработке отечественного электромобиля, представили публике это чудо инженерно-конструкторской мысли.
Оказалось, что годовая плодотворная работа в Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси, которые возглавляли Сергей Поддубко и Владимир Гусаков соответственно, явилась по большей части банальной установкой аккумулятора (из РФ) в серийный Geely, – седан SC7. Причем не слишком удачной.
Посему после той презентации разговоры о выпуске "белорусского электромобиля" плавно перетекли в речи об изготовлении электрокара Geely. Белорусско-китайского.
Но и этого до сих пор добиться не удалось – машины привозят из Китая, даже до отверточной или крупноузловой сборки дело не дошло.
При этом продажи Geometry исчисляются десятками, посему практически весь электрический автопарк, за десять лет выросший в десятки тысяч раз, это не новенькие Geely.
И уж тем более не Tesla, или "народный" (из-за баланса цен и качества) Nissan Leaf, а подержанные машины из-за рубежа. В целом все, как заявили эксперты, – как и на рынке авто с ДВС.
До "смерти" авто с ДВС осталось 14, 13, 12…
Если верить брюссельским властям, то уже в 2035 году в Евросоюзе перестанут выпускать авто с двигателями внутреннего сгорания. Такое решение приняли в Европарламенте в конце марта.
ДВС можно будет оставить под капотом в одном случае – если машина будет гибридом. В ЕАЭС даже не заикаются о подобном, так что привычные машины продолжат и эксплуатироваться, и выпускаться и через 12 лет.
Но при этом эксперты уверенно говорят о том, что электрокаров в Беларуси будет все больше и больше. Несмотря на цену. Ведь сегодня самая дешевая новая машина с электродвигателем (речь не о мини-авто) на нашем рынке будет стоит 23-25 тысяч долларов. По словам представителей "Атлант-М").
"Я искренне не верю, что везти из Китая машину, конечная цена которой в Беларуси будет заметно ниже 25 тысяч, имеет смысл. Это будет машина с низким качеством исполнения и плохой батареей. И "отрезает" их планка в 20-25 тысяч", – уверен директор "Атлант-М Электромобили" Алексей Власов.
По его словам, эта машина (BYD Dolphin) проедет 400 км без подзарядки.
Есть все, но чего-то не хватает
На подведении итогов автогода генеральный директор СЗАО "Белджи" Геннадий Свидерский заявил, что в стране созданы все предпосылки для развития рынка электромобилей. Что же входит в его список? "Более 600 заправок, качественные дороги и достаточно небольшие расстояния между городами"...
Но есть одно небольшое, размером в десятки тысяч долларов, "но": "Единственным сдерживающим фактором является цена электромобилей и возможность их массовой поставки на рынок", – заявил Свидерский.
У Власова несколько иное мнение. Он уверен, что одним из ключевых драйверов рынка электромобилей является государственная поддержка.
"В целом льготирование, субсидии, как в тех же скандинавских странах, где Golf электрический стоит дешевле Golf с ДВС, двигают рынок. Эти же механизмы работают и у нас: при ввозе электрокаров нулевой НДС", – пояснил Власов.
Он тоже выделил инфраструктурный фактор, "развитость электрозарядной сети": Минск входит в топ-10 городов мира (занимая 8 место) по количеству электро-АЗС на тысячу км дорог. Вот только одним Минском Беларусь не ограничивается.
Третий фактор тот же, что и у Свидерского: компактность страны, отсутствие дальних расстояний. Еще одним важным преимуществом, по его словам, является то, что сервисные циклы у электрокаров – длиннее, а количество необходимых для техобслуживания материалов – меньше.
В разговоре с корреспондентом Tochka.by эксперт назвал и еще одну важную деталь, которая мешает развитию рынка электромобилей: разъемы зарядок не те.
Почти все электро-АЗС строились с расчетом на разъемы машин из ЕС или США, а не Китая. И если на медленную зарядку переходник стоит 100 долларов, то на быструю – несколько тысяч.
Надежда на такси
Раз у электроавто в Беларуси такие светлые перспективы, то какова же емкость рынка электромобилей в Беларуси? Директор "Атлант-М Электромобили", говоря о новых машинах, назвал не слишком впечатляющую цифру.
"Мы начали недавно, продаем по 15-20 "электричек" в месяц, оценочный объем всего рынка сегодня – 1500 новых машин в год", – сказал Власов.
За пять месяцев 2023 года продано 74 электро-Geely. Велика ли вероятность того, что белорусы станут массово пересаживаться на "электрички" или же основу рынка новых авто составят продажи юрлицам?" – спросил корреспондент Tochka.by у Власова.
"У нас большая надежда на каршеринг и такси: мы провели много переговоров и надеемся, что основной спрос будет концентрироваться там. Тем более, что в Китае давно выпускают электрокары именно для такси. Что до оценки годовых продаж, то доля юрлиц составляет где-то 60%", – заявил корреспонденту Власов.
Это дает четко понять, что тот самый "единственный" фактор (речь о цене) является якорем для электромоторных авто в Беларуси. А может цены упадут?
Авто дешеветь не будут
Исполнительный директор "Атлант-М" Сергей Самойло рассказал, что надеяться на то, что автомобили подешевеют, не стоит.
"С 2019 по февраль 2022 новые машины подорожали на 122%. И дело не в жадных дилерах – выросли затраты на логистику, комплектующие, металлы. Сыграл свою роль и дефицит автомобилей в Беларуси", – заявил член правления БАА.
Самойло добавил, что подорожание авто – мировая тенденция. "Мы не ожидаем, что цены вернутся к значениям 2018-2019 годов", – резюмировал он.
Что же предлагает "Атлант-М", намеревающийся стать игроком №1 на рынке электромобилей? Компания намерена сделать ставку на китайский автопром, что выглядит предельно логичным на фоне санкций.
Причем в ее салонах продаваться будет несколько марок, первой уже стал BYD, имеющийся в наличии. Затем должны появиться Zeekr (суббренд Geely), XPeng и еще c полдюжины брендов, собираемых в Китае. К ним могут добавиться и британский Lotus, как и Tesla, Mersedes, Toyota, Honda, Mazda, также собираемые в КНР.
Выбор азиатского электромобильного вектора обусловлен не только запретом на поставки в Беларусь авто из ЕС и США.
"Китай сегодня является лидером отрасли: 59% электромобилей было продано в 2022 году в этой стране. 64% производства – китайский автопром. Важна и динамика – продажи электрокаров выросли в прошлом году в КНР на 82%, а в той же Европе – на 15%, Северная Америка – на 48%", – рассказал Алексей Власов.
По его словам, все технологии и инновации в отрасли сегодня – в Китае, и два месяца назад он убедился в этом на выставке в Гуанчжоу.
Так что белорусам придется выбирать между новыми "китайцами" от 23 тысяч долларов или подержанными (но тоже недешевыми) "европейцами"/"американцами".