Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Какие трудности преодолевает водитель автобуса на одном из самых простых и коротких маршрутов

Сложно говорить за всех жителей Дрогичина и окрестных деревень, но те из них, кто давно и часто пользуется общественным транспортом на городских и районных линиях перевозок, наверняка знают или видели за рулем автобуса степенного, скромного, внимательного водителя – Игоря Леонидовича Кучму. В АП №15, где он работает, дополнили его характеристику и другими немаловажными для этой профессии качествами: ответственный, дисциплинированный и педантичный в исполнении своих обязанностей. И если ему дано поручение и он взялся его исполнить – можно не сомневаться, что все будет сделано надлежащим образом, уверены в автопарке. По всем остальным вопросам, касаемо его трудовой биографии, профессионального призвания и других рабочих моментов, предложили пообщаться с самим водителем, пишет «ДВ».

Мне повезло: в позапрошлый четверг, когда я созвонилась с Игорем Леонидовичем, у него, кроме дежурства в автопарке, был простой и короткий рейс по маршруту 250 «Дрогичин – Перковичи» и обратно. И, как выразился мой собеседник, то для него «сегодняшний рабочий график сродни выходному дню». По сравнению с другими рейсами. Ну что ж, посмотрим!

Игорь Леонидович забирает на проходной автопарка путевой лист, поднимается в свою изолированную кабину с открывающимся окошком, которое связывает его с пассажирским салоном, выезжает на автостанцию. За время до отправления автобуса по маршруту он успевает вкратце рассказать свою биографию. О себе говорит, что он – этнический белорус, хотя родился и вырос в Сибири, в городе Железногорск-Илимский Иркутской области. А вот его родители были родом из деревни Заречка. Но отец после службы в армии завербовался работать на стройку в Железногорск-

Илимский, а в родные места, взяв отпуск, вернулся лишь для того, чтобы жениться на своей односельчанке и вместе с ней снова уехать в Сибирь на заработки. Там Игорь родился, окончил школу, прошел армейскую службу в Чите. Демобилизовался, устроился работать, но в семье все чаще стали поговаривать о том, чтобы возвратиться в Беларусь.

– К сибирским холодам и климату, если ты не коренной житель этих мест, сложно привыкнуть. Помню, что морозы в Железногорске-Илимском достигали 50 градусов. Июнь там – еще не лето, июль – уже не лето, а в августе мог выпасть снег, поэтому с возрастом родителям хотелось вернуться в родные места. За накопленные деньги они построили в Дрогичине кооперативную квартиру, и в 1990 году мы в нее переехали. Мне тогда было 24 года, и я сразу пошел искать работу. Отец на прежнем месте был водителем автобуса, его приняли в АП-15, а следом за ним и я сюда устроился. Вначале работал слесарем, водителем МАЗа, а в 1992 году мне предложили повысить квалификацию на курсах в Пинске. Я согласился, тем более что обучение было за счет автопарка. Успешно сдав экзамен на специальную категорию D, я перешел работать на автобус. Автобаза в то время была довольно крупной транспортной организацией с достойным уровнем зарплаты, водителей тогда хватало, и, хотя рейсов было много, график был очень удобный: два дня работаешь –два выходных, – рассказывает И.Л. Кучма.

Но где-то в 1993-м году, как вспоминает Игорь Леонидович, начался развал организации: денег не было, топлива, соответственно, тоже, маршруты позакрывали, работали всего несколько дней в месяц, а дальше сидели дома за свой счет. К тому времени мой собеседник уже был женатым человеком, и после того, как в семье появились и стали подрастать дети, а работы и зарплаты не было, он уволился из автопарка и ушел в грузчики. Но потом снова вернулся, и теперь стаж его работы водителем автобуса насчитывает более 20 лет.

– В чем сложность этой профессии? – спрашиваю у собеседника уже на подъезде к автостанции.

– Во-первых, нужно привыкнуть к ранним рейсам, к тому, что периодически подниматься и идти на работу придется к 4-5 часам утра, а возвращаться – к 8-9 часам вечера и позже. На маршруте требуется предельная внимательность и ответственность, потому что везешь не какой-либо груз, а людей. А некоторые из них заходят в автобус, озадаченные своими нерешенными проблемами, с плохим настроением, и не прочь выплеснуть свой негатив на первого встречного, которым может оказаться и водитель автобуса, поэтому при нашей профессии требуется также немалое терпение и выдержка. А впрочем, сейчас выедем на маршрут и посмотрите сами, – говорит И.Л. Кучма.

Он идет в диспетчерскую, чтобы отметить время отправления в рейс. И в 15.10 мы выезжаем по заданному маршруту «Дрогичин – Перковичи». А в 16.14, в соответствии с графиком движения, автобус должен вернуться обратно на автостанцию. Но обернуться туда и назад за 1 час 4 минуты, как поясняет мой собеседник, у него не всегда получается, так как это время рассчитано на работу в идеальных условиях. А в дороге случается по-разному, и все эти нюансы становятся очевидными по мере нашего следования по маршруту.

От автостанции автобус отправляется полным: по крайней мере, почти все пассажирские места оказываются заняты. Этот рейс, как комментирует ситуацию мой собеседник, есть в расписании все дни недели, кроме субботы и воскресенья, и он всегда востребован. Следующая остановка – площадь, где в автобус добавляется еще пару человек, которых обилечивает непосредственно водитель. А вот на остановке возле Дома культуры, как мне изначально показалось, может возникнуть коллапс: здесь в ожидании автобуса столпилось порядка полусотни человек – преимущественно школьного возраста. И первоначально кажется, что забрать всех нереально. Но двери автобуса, заводская вместимость которого – около 100 человек, закрываются, остановка пустеет, хотя зимой, когда люди будут в объемной верхней одежде, вместить в салон такое количество пассажиров будет сложнее, делится наблюдением водитель.

Автобус готов двигаться дальше, но несколько пассажиров передают деньги, чтобы приобрести билет. Водитель быстро отсчитывает сдачу, выбивает и передает квитки, но все это требует времени, и уже на участке между ДСУ-32 и ремзаводом он отстает от графика на 9 минут.

– На этом маршруте всегда возникают такие сложности. Когда в микрорайоне «Санты» не было детсада, то на остановке напротив костела садилось очень много женщин с малыми детьми. И в такой ситуации не поторопишься. Теперь аналогичная обстановка – возле школы, где в автобус садится много школьников. А в районе «многоэтажек» большинство из них покидают автобус, и здесь тоже требуется дополнительное время и внимательность, потому что дети есть дети, и лучше минуту задержаться, чтобы убедиться, что все они благополучно вышли, находятся на безопасном расстоянии и можно ехать дальше. Сейчас хотя бы погода и видимость на дороге нормальная, а зимой, когда снег или гололед, будет еще хуже – тогда вообще особо не разгонишься, – считает И.Л. Кучма.

Всего на этом маршруте, как отмечает Игорь Леонидович, насчитывается 16 остановок – в одну сторону, и столько же – в другую. И на каждой надо притормозить, выпустить или забрать пассажиров, при необходимости сосчитать деньги, выдать билет и сдачу.

Впрочем, облегчить задачу водителю могли бы и сами пассажиры – над каждой дверью на выход находится специальная кнопка «Требование остановки»: при нажатии на нее сигнал высвечивается в кабине водителя. И если бы пассажиры привыкли ею пользоваться, то при переполненном автобусе, как отмечает водитель, у него не было бы необходимости тормозить на каждой из 16 остановок. Но пока ее задействуют лишь в единичных случаях…

Значительно тормозят движение и конструкции «спящих полицейских», хотя, по мнению моего собеседника, на некоторых участках они – совершенно бесполезная вещь: для лихачей, у которых «в голове нету тормоза», они не становятся преградой, а переполненному общественному транспорту, который и так медленно едет, создаются дополнительные препятствия. На пути следования по этому маршруту находится и железнодорожный переезд, и иногда его перекрывают из-за движения грузового состава. Автобус стоит на переезде, люди кричат, что опаздывают на работу, а водителя отчитывают, что выбился из графика…

Но это, по словам Игоря Леонидовича, обычные будничные проблемы. Вспоминаются ему и более серьезные случаи: как в былые времена застрял в сугробах возле деревни Хомичицы и как его вытаскивал трактор, который нашелся на ближайшей ферме. Или как ехал в Пигановичи, а одна из пассажирок с ребенком начала просить водителя, чтобы он остановился у поворота на Малиновку, где тогда еще не было разрешенной остановки. Но женщина очень слезно рассказывала, как далеко им будет добираться. Он остановился, и ребенок, покидая автобус на необустроенном участке, споткнулся и ударился ногой, а его мать сразу стала кричать, что будет жаловаться. Этот случай, как считает водитель автобуса, во многом стал для него уроком: если не хочешь приобрести нежелательных проблем – поступай, как велит должностная инструкция…

Так за разговорами мы проезжаем все 16 остановок и возвращаемся обратно. Продолжая тему, водитель отмечает, что буквально пару дней тому назад он ознакомился и подписал приказ о том, что должен контролировать соблюдение масочного режима, и в случае его нарушения будет нести ответственность. И, можно было заметить, люди уже привыкли к требованию носить маски, и на протяжении маршрута никаких вопросов по этому поводу не возникало. До определенного момента. На обратной остановке возле комбикормового завода в автобус зашел мужчина без маски и, по всей вероятности, немного навеселе. И когда во время приобретения билета водитель напомнил ему о соблюдении масочного режима, тот в ответ начал кричать, что слышал, как по телевизору объявили: носить маску не обязательно, и никто этого требовать не должен. Ситуация стала накаляться, но было слышно, что нарушителя в салоне не поддержали более ответственные пассажиры, которые берегут здоровье: и свое, и чужое. «Да и я не хочу дышать вашими вирусами», – громко огрызнулся в ответ мужчина и, достав из кармана, все-таки надел маску. Конфликт угас, так и не разгоревшись.

И такие дорожные ситуации возникают на каждом маршруте. Но все они, как говорит Игорь Леонидович, обычно решаются в рабочем порядке. Хотя здоровья, конечно же, они не прибавляют, и существенно отвлекают его от дороги, усиливая эмоциональное напряжение и усталость. И это при том, что на теперешнем этапе у водителей автопарка и без того – значительная нагрузка. Но, как говорит И.Л. Кучма, он уже втянулся в такой напряженный режим работы, привык к коллективу, к тому же, в последнее время немного поднялась зарплата – увеличились надбавки по контракту, за стаж. Так что работать можно, заключает водитель автобуса.

Мы возвращаемся на автостанцию минут на 10 позже положенного времени. Игорь Леонидович уходит сдавать выручку и отчитываться за просроченное в дороге время. И далее остается дежурить: на случай, если испортится какой-либо автобус, ему предстоит отправиться по очередному маршруту – в любую точку района.

А завтра его рабочий день начнется задолго до рассвета: в первый рейс «Дрогичин – Толково» он отправится в 5.30, а значит, подняться и прийти на работу нужно значительно раньше. А прибыв из этого рейса, через 4 минуты автобус уйдет по следующему маршруту – в направлении деревни Гумнище. Так что завтра, как считает водитель автопарка Игорь Леонидович Кучма, ему предстоит тяжелый день. Хотя как по мне, то и предыдущий был не легче…

Галина ШАФРАН
Фото автора

#брестская_область #дрогичин #кучм #автобус #работа
Что ещё почитать:

В Барановичах произошло жесткое ДТП с участием трех авто

ЦТ и ЦЭ в 2025 году: что изменится и что важно учесть

Суд вынес приговор водителю из Дрогичина, который совершил ДТП со смертельным ис...

Найти баланс между службой и семьей и что скрыто от глаз. Брестские таможенники...

В Беларуси двор обычной многоэтажки украшают десятки мягких игрушек — посмотрите...

История угона автомобиля в Кобрине

Белорусу не хватило возмещения для ремонта авто по европротоколу. Вот как разреш...

Можно ли привезти из-за границы для личного пользования пиротехнику? Рассказали...