Когда виновником аварии является пешеход
Фото носит иллюстративный характер
Почему борьбу с пешеходами-нарушителями нужно выводить на новый уровень, пишет Автобизнес.
В ГАИ Беларуси существует довольно много различных специальных мероприятий, направленных на борьбу c нарушителями за рулем. Только вот результат это приносит не тот, которого хотелось бы, поскольку виновниками аварий зачастую становятся пешеходы.
Согласно статистике, опубликованной БЕЛТА, лишь за январь – сентябрь 2023 года в Беларуси произошло 583 аварии с участием пешеходов, в которых погибли 90 человек. И пусть это меньше, чем за аналогичный период 2022 года, но все равно это, по меркам Беларуси, очень много.
Удручает тот факт, что почти каждый пятый пешеход – участник ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения. Это в целом говорит о низкой правовой культуре пешеходов, которые забывают, что они такие же участники дорожного движения, как и водители транспортных средств. И у них, кстати, тоже есть обязанности, закрепленные в правилах дорожного движения.
В ситуацию существенные коррективы вносит и тот факт, что в обновленных ПДД к пешеходу приравниваются лица, управляющие так называемыми средствами персональной мобильности.
П 2.46 ПДД.
Пешеход – физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на самокате, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску (тележку) и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные или иные работы. К пешеходу приравнивается лицо, передвигающееся с использованием средств персональной мобильности (СПМ).
А это электросамокаты, гироскутеры, сигвэи, моноколеса и всякие другие модные и современные «штуки», позволяющие человеку передвигаться в пространстве значительно быстрее, чем на своих двоих. Значит, и риск травматизма повышается на несколько уровней, поскольку обычному пешеходу найти общее пространство на пешеходной дорожке или тротуаре с пешеходами на СПМ бывает довольно сложно.
В настоящее время скорость СПМ ограничили в 25 км/ч, хотя технические характеристики таких устройств позволяют передвигаться значительно быстрее. А еще лицам, управляющим СПМ, запрещено находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под влиянием психотропных веществ и их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ.
И, что важно: пешеходам на СПМ запрещается употреблять все вышеперечисленное после подачи инспектором ГАИ требования об остановке до прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования. А это значит, что трезвый пешеход и пешеход в состоянии опьянения (одурманивания) перед законом за свои нарушения ответят по-разному, о чем красноречиво свидетельствует ст. 18.20 Административного кодекса (КоАП):
- нарушение ПДД пешеходом – штраф от 1 до 3 базовых величин (БВ);
- нарушение ПДД в состоянии опьянения – штраф от 3 до 5 БВ;
- нарушение ПДД, повлекшее создание аварийной обстановки, – штраф от 3 до 8 БВ;
- нарушение ПДД, повлекшее легкие телесные повреждения, а равно оставление места ДТП – штраф от 5 до 20 БВ.
ВАЖНО: по требованию инспектора ГАИ пешеход обязан пройти проверку (освидетельствование) на предмет употребления алкоголя или иных запрещенных веществ.
Чем страшны для водителей пешеходы, игнорирующие требования ПДД, так это тем, что при аварии, когда пешеходу причинены серьезные телесные повреждения и еще хуже – смерть, водитель в основном становится фигурантом уголовного дела. И тут в дело вступят эксперты, которые должны недвусмысленно сказать, имел водитель возможность остановиться или нет. Если да, то высок риск загреметь в места не столь отдаленные, пусть даже если пешеход в темноте ползком и в состоянии опьянения выполз на дорогу. Если нет, то родственники пострадавшего (погибшего) могут выкатить гражданские иски с ошеломляющими цифрами.
Судебная практика часто сталкивается со случаями, когда живет себе поживает человек на «социальном дне»: ни родственников вокруг него нет, ни других людей, кто помог бы ему с этого дна выбраться. А когда человек этот погибает в ДТП, то на горизонте сразу появляются братья и сестры, рассказывающие в судебном процессе о своих искренних страданиях из-за потери близкого человека и просят суд щедро компенсировать энной суммой денежных средств.
С человеческой точки зрения это полнейший цинизм, но с юридической – такие права у родственников есть. Суды аппетиты «просящих» иногда значительно ограничивают (при указанных выше обстоятельствах), но это все же судебная практика, которая в каждом случае может быть разной. Без вины виноватые, в общем говоря.
Ст. 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Вот, например, вы часто видите на улицах своего города пешеходов, обозначающих себя световозвращающими элементами (фликерами) в темное время суток? За всю страну не ответим, но в Минске, это, прямо скажем, не частое явление. Хотя ПДД обязывают пешеходов это делать (п. 17.1), и слово «обязан» не допускает каких-либо альтернатив.
Какие приговоры выносят водителям суды, когда жертвами аварий становятся пешеходы, сами нарушившие ПДД, мы как-то рассказывали.
Поэтому, уважаемые водители, помните, что стать «уголовником» можно на ровном месте, а если еще и пешеход «под мухой», то этот риск увеличивается в разы. И с этим нужно что-то делать.
Первые шаги в этом направлении законодатели уже сделали: приняты поправки в Гражданский кодекс, которые в корне меняют подход, касающийся возмещения вреда от источников повышенной опасности (транспортных средств). Дай бог, без вины виноватых при вступлении этих правовых норм, возможно, не будет.
Но и с пешеходами нужно работать на ином, более жестком уровне, и требовать с них нужно так же, как и с водителей.