«Купил автомобиль, а "сажевик" и катализатор удалены». На что это влияет и как быть
Сергей долго искал подходящий автомобиль и в итоге нашел его в Instagram-аккаунте одного гродненского автокомиса. Машина стоила 18.000$, понравилась с первого раза и даже после пробной поездки не испортила впечатления. Но дьявол, как обычно, в деталях.
Внешне красиво, а внутри?
Наш читатель объясняет, что выбрал подержанный VW Caddy, поскольку был нужен хороший семейный автомобиль. Машина нашлась в соцсетях, дальше был созвон с продавцом и встреча.
"Полной суммы денег у меня не было, поэтому продавец предложил оформить покупку автомобиля через лизинговую компанию, что мы в итоге и сделали, – говорит Сергей. – Приехал домой, решил произвести обслуживание автомобиля: фильтры заменить, масло и прочее. На СТО автомобиль подняли на подъемник, чтобы снизу посмотреть что к чему, после чего мастер автосервиса заинтересовался одним из узлов выхлопной системы".
"Банка", в которой удалены "сажевик" и катализатор
Специалист резюмировал, что в автомобиле удален сажевый фильтр и катализатор, что, по его словам, "плохо и в перспективе может привести к проблемам с двигателем".
"Получается, что автомобиль экологического класса Евро-6 уже данному стандарту не соответствует, – продолжает Сергей. – Но как же так? Продавец меня убеждал, что автомобиль из Европы, хозяин один, обслуживался у дилера. Сомневаюсь, что дилер не заметил бы таких конструктивных изменений в автомобиле. И получается, что и "сажевик", и катализатор вырезались уже тут, в Беларуси. Причем внутри "банки", где эти детали должны находиться, вообще пусто. Как выразился мастер СТО, сделано из рук вон неаккуратно".
Такой результат показала компьютерная диагностика
Восстановление систем автомобиля и заводской прошивки у официального дилера стоит немало, поэтому Сергей пытался связаться с продавцом, но...
"Трубку никто не брал. Удалось найти его по другому номеру и с другого телефона. Представитель комиссионки выслушал мои претензии и сказал, что ничего не знает о том, что кто-то чего-то там вырезал. Мол, не мешайте, и трубку положил. Получается, что я "попал" на кругленькую сумму за ремонт купленного авто".
Зачем это нужно?
Чтобы понять, зачем жулики удаляют катализаторы перед продажей авто, достаточно просто вбить в интернете запрос "сдать катализатор" – и вы поймете спрос на этот агрегат. "Соты" катализатора содержат напыления из палладия, платины, родия – дорогих элементов, за которые готовы платить. Катализатор удаляют, ставят так называемую "обманку", и покупатель не замечает изменений, поскольку для этого нужно лезть внутрь "банки". Естественно, о "модернизации" не говорят, поскольку это резко снижает стоимость автомобиля.
Организации, которые занимаются удалением катализаторов, обещают, что эта процедура для автомобиля "безболезненная", поскольку катализатор удаляется не только физически, но и программно. Об этом чуть ниже расскажет сертифицированный специалист, а мы же сейчас разберемся, кто в этой истории прав, а кто виноват.
Работа над ошибками
Наш читатель не заметил одной очень важной вещи – лизинговая компания при оформлении сделки выкупала автомобиль у физического лица, а не у комиссионного автомагазина, который фактически реализовывал транспортное средство посредством рекламной площадки. Таким образом, юридически комиссионка в сделке не фигурирует. Для чего это делается? Чтобы не отвечать за "косяки" автомобиля, которые рано или поздно вылезут. А удаление катализатора с сажевым фильтром обнаружат на первой же диагностике.
По сути, сделка по цепочке "комиссионка – лизинговая – покупатель" стала выглядеть "физлицо – лизинговая – покупатель". Хотя держим в уме, что переговоры по продаже автомобиля и демонстрацию его достоинств вел именно комиссионер. Закон в таких случаях называет подобные сделки притворными, поскольку одна сделка, которая прикрывает другую, влечет ее недействительность (ст.171 ГК РБ).
Фактический продавец (физлицо, указанное в свидетельстве о регистрации), как правило, является "вешалкой", то есть на него лишь оформили автомобиль при ввозе из-за границы, а затем поместили на комиссионную площадку. Можно, конечно, подать в суд, но часто бывает, что такой "персонаж" принадлежит к не совсем благонадежным слоям населения, с него, как говорится, взять нечего. Еще и госпошлину в размере 5% стоимости автомобиля платить нужно.
Поэтому предлагаем Сергею и тем, кто попал в похожие ситуации, следующий вариант – расторгнуть сделку как притворную. Это будет означать ее недействительность. Таким образом, если к сделке между физлицами применяются нормы Гражданского кодекса, то к комиссионной сделке применяются нормы закона о защите прав потребителей, а значит, госпошлину при обращении в суд платить не нужно.
Не забываем, что Сергей приобретал авто с помощью лизинговой компании, но это не запрещает ему расторгать договор с указанным в свидетельстве о регистрации лицом, которое ранее было собственником машины. Нужно только получить согласие лизингодателя (ст.641 ГК) на расторжение сделки.
Меж тем Сергей системы автомобиля уже восстановил за свой счет, а значит, при таком развитии событий логично потребовать у автокомиса компенсацию расходов, что также допускается законом (п.1.4 ст.20 закона о защите прав потребителей).
Куда полезли?
Пока этой историей по заявлению Сергея занимаются правоохранительные органы, мы обратились к специалисту, который рассказал, чем чревата эксплуатация автомобиля с удаленным катализатором и сажевым фильтром:
"К удалению каких-либо компонентов и вмешательству в работу блока управления ДВС отношусь отрицательно, – говорит Владимир Зеленский, представляющий СТО BG Зеленский. – Объясню почему. Когда разрабатывают тот или иной двигатель внутреннего сгорания, над этим процессом работают огромные команды инженеров, конструкторов и т.д. При разработке и испытании мотора применяется множество наук, одна из них называется газодинамика. Удаляя модуль сажевого фильтра и катализатора, а также изменяя программное обеспечение в блоке управления ДВС, мы после этого не знаем, какой процесс происходит в камерах сгорания при образовании, воспламенении и горении топливно-воздушной смеси.
Нарушение горения топливно-воздушной смеси является основной причиной вывода из строя двигателя внутреннего сгорания. Скажу так: все компоненты ДВС связаны между собой, вмешательство в их слаженную работу приводит к плохим последствиям. Знаю, о чем говорю, поскольку являюсь техническим тренером компании BG и на практике разобрал все процессы образования, воспламенения и горения топливно-воздушной смеси в определенный период времени в двигателе.
Почему я заостряю на этом внимание? Наука объясняет все правильные технические процессы, которые должны происходить в двигателе внутреннего сгорания, чтобы в дальнейшем мотор вашего авто не выходил из строя. Как, допустим, на этом снимке, где вы видите оплавленный поршень ДВС с автомобиля, в конструкцию которого вмешались любители что-то изменить, считая, что такая модернизация допустима".