Личный опыт. Как сирота из Гомеля получила социальную квартиру
В октябре прошлого года Жанна Тарасюк впервые переступила порог собственной квартиры в Шведской Горке. В жизни любого человека новоселье — одно из самых долгожданных и радостных событий. Что уж говорить о сироте, которая не имела родных стен.
Родом Жанна из Турова. Биологического отца никогда не видела. Мать пила и её лишили родительских прав, когда девочке было девять. Так маленькая Жанна оказалась в Житковичском приюте. Потом в её жизни была приёмная семья.
— Давайте лучше о хорошем, — Жанна предлагает перевести разговор, — например, как мне от государства досталась двухкомнатная квартира. Вы же это хотели узнать?
Да, потому что история Жанны Тарасюк может оказаться полезной другим молодым сиротам.
По словам нашей героини, она только в 2007 году узнала, что состоит в Житковичском райисполкоме на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий. Тогда она училась на первом курсе технического университета имени П.Сухого.
— Вуз мне выделил бесплатную комнату в общежитии блочного типа. Меня всё устраивало. И вдруг как гром среди ясного неба звонок из Житковичей о том, что мне предлагают кредитоваться для строительства жилья. Я даже растерялась, настолько это известие было для меня неожиданным, — делится воспоминаниями Жанна.
Тут и далее комментарий начальника отдела по учёту и распределению жилья администрации Советского района Гомеля Аллы Волосовой.
В Беларуси детям-сиротам гарантировано право на жильё. Если до помещения на гособеспечение ребёнок жил с родителями, у которых была в собственности квартира, то она за ним сохраняется. Также сохраняется квартира или комната, переданная по наследству или подаренная. В остальных случаях ребёнка могут поставить на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом общая площадь помещения, в котором он зарегистрирован, не должна превышать 15 кв. метров на человека.
Детей, которые не имеют ни собственности, ни закреплённого жилья, регистрируют и ставят на учёт по юридическому адресу местного исполкома. Задача органов опеки и попечительства, а также опекунов — вовремя подать необходимые для этого документы. Под «вовремя» имеется в виду конкретный срок — до достижения сиротой 18 лет. После этого возраста он должен уже сам обратиться в исполком с заявлением о принятии его на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. Если он этого не сделает до 23 (!) лет, его жилищные проблемы будут решаться в общем порядке без предоставления льгот. Так что в данном случае работники Житковичского райисполкома поступили правильно, поставив Жанну на учёт нуждающихся ещё в девятилетнем возрасте.
К сожалению, воспользоваться предложением житковичских властей Жанна Тарасюк не смогла. Денег на кредит у студентки не было. Став молодым специалистом Гомельского мотороремонтного завода, она получила комнату в заводском общежитии и возможность перенести свою очередь из Житковичей в Гомель.
— Если честно, — откровенничает Жанна, — условия кредитования, которые предлагаются сиротам, я бы с большой натяжкой назвала льготными. Мне, например, необходимо было 25 тысяч белорусских рублей, чтобы выплатить часть стоимости квартиры. Обратилась в банк и выяснила: для того чтобы получить такую сумму, моя зарплата должна быть не менее полторы тысячи рублей в месяц. А у меня она в три раза меньше. И помощи ждать неоткуда. Пока училась в университете, время от времени поддерживала бабушка. Но недавно её не стало, и опереться больше не на кого.
Улучшить жилищные условия детям-сиротам в областном центре предлагается несколькими способами:
Первый вариант — получить жилое помещение социального пользования: однокомнатную квартиру на пять лет. По истечении этого срока сирота может оставаться в квартире, но она будет автоматически переведена в разряд жилья коммерческого использования. Это означает, что в дополнение к коммунальным услугам будет начисляться арендная плата.
Второй вариант — сирота может вне очереди воспользоваться господдержкой на строительство жилья (Указ Президента №240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений» от 4 июля 2017 года). Здесь имеется в виду получение субсидии на погашение основного долга совместно с субсидией на уплату части процентов. Субсидия на погашение основного долга составляет 50% от суммы основного долга по кредиту. Субсидия на уплату части процентов предоставляется в размере ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной на 3% (с 21 апреля ставка 8,5%).
Третий вариант — получить арендное жилье. Предложения такого жилья периодически публикуются на сайтах районных администраций в соответствующей вкладке. Заявления важно подать в течение 15 дней после того, как информация о наличии арендного жилья будет официально опубликована.
Жанна не скрывает, что в какой-то момент впала в уныние. Время обязательной отработки после университета подходило к концу, а жилищная проблема никак не решалась. В списки на получение социального жилья она не попала (в 2020 году детям-сиротам выделили 42 квартиры, при этом на учете только в администрации Советского района их состояло более 200).
ВАЖНО! Датой постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий считается не день подачи документов, а дата приобретения ребенком статуса сироты
Выход из казавшейся тупиковой ситуации Жанне подсказала специалит Центра социального обслуживания населения Советского района Светлана Попова, отвечающая за работу с сиротами. В разговоре она обмолвилась, что в Беларуси существует закон, дающий право сиротам переводить арендное жильё в социальное, после чего срок пользования им не ограничивается пятью годами.
Наша героиня тут же стала мониторить просторы интернета и нашла-таки соответствующий документ.
В апреле 2020 года вышел Указ Президента №121 «О жилищной политике». В нём говорится, что включение арендного жилья коммунального жилищного фонда во вновь построенных многоквартирных домах в состав жилых помещений социального пользования осуществляется по заявлению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Воодушевлённая, Жанна примчалась в отдел по учёту и распределению жилья администрации Советского района.
— Как раз тогда в Шведской Горке планировался к вводу дом с арендными квартирами и меня в него включили, — вспоминает тот разговор девушка. — В отделе мне объяснили алгоритм перевода арендного жилья в социальное. Если быстро собрать все необходимые документы, то можно управиться за месяц. Поспешить было в моих интересах, чтобы не платить за аренду, ведь денег на неё у меня не было.
Разумеется, пришлось побегать по инстанциям. Да, это дело хлопотное. Но ведь эти хлопоты приятные, когда знаешь, что тебя в итоге ждёт собственная крыша над головой. Поэтому я не бегала — летала.
В октябре 2020 года Жанне Тарасюк вручили ключи от новой двухкомнатной квартиры. Её она выбрала сама с расчётом на будущее пополнение в семье.
Сейчас у Жанны тоже хватает забот. Квартира хоть и сдавалась с отделкой, но пространство в 60 «квадратов» ещё предстоит наполнить уютом. Диван и кровать уже куплены, кухонный уголок тоже есть. А ещё молодая хозяйка посадила в кадушки петуньи, которые скоро зацветут и украсят французский балкон.
Сегодня Жанна, опираясь на свой опыт получения государственного жилья, готова дать совет не только детям-сиротам, но и сотрудникам государственных органов.
— Мне кажется, нужно больше говорить сиротам об их правах. Это должны делать опекуны и работающие с этой категорией государственные структуры. Причём предлагать должны все разрешённые законом варианты. А не как мне до переезда в Гомель советовали только брать кредит и строиться.
Но и сироты не должны сидеть сложа руки. К сожалению, знаю немало ребят, которые убеждены: им обязаны всё принести на тарелочке с голубой каёмочкой. Тарелочка будет! Но только тогда, когда человек сам обеспокоится собственным будущим и сделает конкретные шаги для того, чтобы оно не было столь безрадостным, как его прошлое.