«Машину подняли на эвакуаторе, но не увезли. Почему я должен платить?»
Правила парковки порой нарушают — с этим нельзя не согласиться. Иногда за нарушением следует эвакуация — еще один тезис, который сложно оспорить. А вот в том, что следует дальше, консенсуса нет. Один из примеров — ситуация, в которой оказался минчанин Вячеслав. Утверждает, его машину не успели эвакуировать, а заплатить попросили.
«Сегодня утром я вышел из подъезда и увидел, что мой Mercedes висит в воздухе возле эвакуатора, — рассказал автовладелец. — Я подошел к машине, сказал, что являюсь хозяином. Сотрудник эвакуации опустил машину на землю. Он заметил, что я должен заплатить за оказанные услуги эвакуации. А я не совсем понимаю: должен ли я оплачивать эвакуацию, если машину не забрали на штрафстоянку?»
Ответ можно найти в решении Мингорисполкома №2915 от 19 сентября 2019 года. В этом документе указаны тарифы на работы по принудительной отбуксировке (эвакуации). В качестве единицы измерения эвакуации с полной загрузкой значится «доставка». Не погрузка, не подъем, а именно доставка.
Тем не менее Вячеславу выдали на руки, помимо протокола осмотра от ГАИ, еще один документ — от службы эвакуации. Это акт приема-передачи имущества. Хотя фактически передачи машины не состоялось, документ был заполнен. В нем указано, что «затраты, связанные с эвакуацией, гражданином не возмещены». Автовладелец расписываться в нем отказался.
Сами эвакуаторщики объясняют ситуацию так: «В стандартную услугу по эвакуации входят приезд, погрузка, перевозка, разгрузка. Если что-то срывается посередине, мы обычно просим хоть какое-то возмещение, договариваемся. Ведь машина уже приехала, водитель потратил время и деньги. Это как подача машины в такси. Похожая ситуация при принудительной эвакуации. Только здесь нельзя договориться. Не существует тарифов для каждого из этапов: то есть отдельная плата за приезд, отдельная за погрузку. Принято считать, принудительная эвакуация начинается с завершения оформления документов. Поэтому нарушителям правил парковки приходится оплачивать полностью 63 рубля. В этом конкретном случае эвакуаторщик поступил по-человечески, не создавая лишних проблем владельцу. А ведь мог бы увезти. И хозяину авто пришлось бы заплатить еще за хранение на штрафстоянке. В то же время эвакуаторщику все равно нужно отчитаться о выезде в своей организации».
Что дальше? Что если автовладелец проигнорирует акт и ничего не заплатит, посчитав, что услуга эвакуации с доставкой не состоялась? Последствия описаны в том же документе: если задолженность не погасить, госучреждение может обратиться в суд для взыскания в принудительном порядке. Итоговая сумма будет больше из-за процента за пользование чужими деньгами и госпошлины.
Дополнено:
После выхода заметки с нами связался владелец Toyota, уверяющий, что он оказался в подобной ситуации (подняли, не уехали, опустили, потребовали 63 рубля). Говорит, что в итоге обошелся без оплаты:
— Я тоже отказался от подписи в акте приема-передачи. По моему мнению, для эвакуации авто не было оснований. Для эвакуации недостаточно одного лишь нарушения парковки, нужно еще чтобы водитель не находился в ТС или в непосредственной близости от него (ч. 1 ст. 8.10 ПИКоАП). Кроме того необходимо составить протокол осмотра (ч. 3 ст. 8.10 ПИКоАП). А осмотр обязан проводиться в присутствии водителя, или собственника, или не менее двух понятых (ч. 6 ст. 10.13 ПИКоАП). Я достал видеозапись всех действий инспектора и эвакуаторщика. Потом были пару недель разборов и месяц ожидания ответов. Мне грозили судом от эвакуационной компании. Но потом из ГАИ пришло письмо со словами «действия должностного лица, принявшего решение о принудительной эвакуации, не в полной мере соответствовали законодательству. В отношении него приняты меры реагирования».
Мне так и не объяснили, согласно какому документу я должен платить за поднятие машины. В ответе из «Белспецавтоэвакуации» указано, якобы ТС было поднято на платформу эвакуатора, следовательно я обязан возместить расходы за оказание услуг по отбусировке (эвакуации). Однако там же указали, что у них нет первичных документов, а потому руководство решило снять с меня обязанность платить.